Когда Причащение – во исцеление?

Покаяние и Причащение
Насколько часто причащаться и как готовиться к Таинству Причащения, чтобы оно было «во исцеление души и тела», а не в осуждение?
Все дело в том, что Причащение – это неотъемлемая часть духовной жизни.
С одной стороны, Причащению должно предшествовать покаяние (подлинное раскаяние, изменение своего поведения, осознание своего недостоинства причащаться) и чувство благоговения перед своим Спасителем и Его Таинством, во время которого человек таинственно, но реально становится частью воскресшего Тела Господа. Это и является главной «подготовкой» к Причащению. Без этого Причащение будет бесполезно или даже в осуждение:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор 11:28-30).
В свою очередь, необходимым условием для исцеления человека от грехов и его возрастания в покаянии является регулярное Причащение:
«Я хлеб живый, сшедший с небес… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:51,53,57).
Отметим и дисциплинирующий эффект регулярного Причащения на духовную собранность человека: если христианин знает о том, что ему предстоит причащаться (и он не хочет причаститься в осуждение), он волей-неволей приступит к покаянному труду, даже если на какое-то время перестал жить духовной жизнью.

Опыт древних христиан
Первые христиане каждое воскресение, каждый праздник собирались на литургию, и после возгласа: «со страхом Божиим и верою приступите!», подходили к Чаше и причащались.
Изначально не существовало какой-то особенной подготовки к Причащению, и даже пост не считался условием для него. К Причащению готовились всей своей жизнью, образом жизни, соблюдением заповедей Божиих и хранением себя от всякого греха.
Тот из первых христиан, кто падал и согрешал, поднимался, очищал душу исповедью, чтобы не принимать святое Причащение в грехе и нечистоте: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор 11:27).
Пост соблюдали в определенное время, положенное для поста, не связанное с предстоящим Причащением, а причащались постоянно: и в пост (например, в постные дни среду и пятницу), и вне поста (постных дней) – так же, как это сегодня делают священники.

«Частое Причащение» и «редкое Причащение»
С 313 года, когда христиане смогли свободно исповедовать свою веру по всей Римской империи, крещение стало принимать множество людей. Уровень нравственности христиан стал снижаться; по-прежнему многие причащались, и причащались регулярно, справедливо утверждая: «Я хочу быть со Христом», но причащались без прежней ревности к чистоте жизни, чтобы достойно принять Святые Тайны.
Другие же, стали реже приступать к святой Чаше, справедливо говоря о том, что хотят лучше подготовиться. Но борьба за чистоту души начиналась лишь накануне Причащения, прежнее рвение угасало. Такие верующие все чаще откладывали и подготовку, и само Причащение, пока не дошло до того, что Тело Христово стали принимать четыре раза в год, или того реже.
Так возникли два противоположных подхода, которые известны сегодня как «частое причащение» и «редкое причащение».
Какой же подход правильный? По словам Патриарха Сербского Павла: «Несомненно, воля верующих должна быть направлена на регулярность причащения, на как можно более частое причащение, но при одном условии, что верующие постоянно будут внимательны к состоянию своей души, будут соблюдать духовный пост, [то есть] хранить сердце, зрение и слух, все свои чувства от греха… Мы должны избегать однобокости подхода и любых крайностей в отношении к Причащению».

От Причащения до Причащения

Итак, необходимо, чтобы вся жизнь человека с момента предыдущего Причащения была «подготовкой» к следующему Причащению, то есть жизнью покаянной, духовной. Тогда Причащение и будет во исцеление и укрепление человека.

Средства, которые укрепляют христианина в его духовной жизни (не считая самого Таинства Причащения), — это молитва домашняя (прежде всего, утренние и вечерние молитвы), молитва за богослужением, пост и Таинство Исповеди.

Вячеслав Приходько,  студент Санкт-Петербугской духовной семинари