Зарисовки паломника. Муром, Арзамас, Дивеево.

08Дивеево - ноябрь 2013 г

Ну вот, снова в путешествие. Вновь собирались загодя, купили билеты в один вагон, и после обеда на Казанском поезде, отправились в путь. Скрылись вдалеке Питерские многоэтажки, начались деревни и поля. Ну, моли Бога о нас преподобне отче Серафиме. Размашисто крестимся и устраиваемся поудобнее, ведь ехать нам целую ночь. Романтика плацкартного поезда всех настроила на задушевный лад. Из увесистых сумок подоставали съестное, в вагоне запахло копченой курой и колбасой. Путешествие началось!
Утренней прохладой встретил нас древний Муром. Экскурсовод и мягкий автобус ждали нас у вокзала. Старинные монастыри только что открылись для ранней службы. Идем к святым мощам преп. Петра и Февронии, лобызаем святыни, ставим свечи, подаем записки. В Муроме мы не долго, надо в путь. Снова едем в теплом автобусе, переезд не короткий. Нас ждет Арзамас. Этот разоренный советским временем город, нас удивил множеством величественных соборов и храмов. Красотища! Писатель граф Соллогуб в свое время  писал: «Много я видел церквей в Москве, но в Арзамасе, кроме церквей, ничего не видел». Вновь идем к святыням, подаем записки, ставим свечи. Слушаем экскурсовода. Откушав постных щей и гречневой каши в трапезной монастыря, едем дальше.  На пути нас ждет святой источник в местечке Цыгановка. Нас удивили купальни и благоустройство самого источника появившегося на этом месте по молитвам преп. Серафима.  Все сделано с душой и с размахом.  Погружаемся в святые воды, кто с молитвой, кто с криком, температура воды + 4. Трусцой и вприпрыжку (вот так же наверное выскочил из купели Евангельский исцеленный расслабленный) бежим в раздевалки. Радости нет предела!
Держим путь в Дивеево, уже вечереет. Размещаемся в двухэтажном доме в частном секторе. Не раз мы потом вспомним этот дом, и паломническую службу, поселившую нас туда (видимо желая сэкономить на нас) с полным отсутствием межкомнатной звукоизоляции и одной душевой кабинкой на два этажа. Темным безоблачным небом, щами из непонятно чего,  холодной кашей и золотом куполов встретила нас обитель Дивеевская. Наперво идем к преподобному.  Далее на канавку Царицы Небесной.  В вечерней тиши, благоговейно, с молитвой Богородичной на устах, по канавке, обходим монастырь.
Безмятежно отходим ко сну. Наутро нас ждет насыщенная программа. Кто-то убежал к ранней, к  пяти утра, но многим уже не спится, пора в обитель.  При входе в Троицкий собор встречает нас сам преподобный — взирает с иконы, внимательно осматривая всех к нему приходящих. «Радость моя! Христос Воскресе!», звучат в глубине души теплые слова преподобного Серафима.  Рядом любимая икона его «Умиление», с благоговением прикладываемся к святыням.  А под резной сенью, в серебряной массивной раке почивают святые мощи преподобного отца нашего Серафима. По несколько раз, в течение нашего паломничества удалось нам приложиться к святыне. Вновь экскурсия, источник, трапеза. Вот могилка Мотовилова, верного служки преподобного, а вот еще святыни — бесчисленное множество, везде молимся и духом умиляемся.  Многих своей благодатью поразил Казанский храм, а удивительная экскурсия, организованная паломнической службой монастыря, произвела неизгладимые впечатления. Удивляемся красоте и величию соборов и размаху, с которым все тут воздвигается. Но вместе с тем удивляемся «убитому» в советское время Дивееву. Развалины, архитектурное убожество, рытвины и канавы.  Как насмешка, название этих «убитых» эпохой пятилеток улиц — Коммунистов, Ленина,  Комсомольцев. И чего они хотели этим сказать? Ведь если бы не монастырь делать-то тут нечего. Хоть бы переименовали что ли? Или уж для урока так оставили…
Шустрые матушки кому-то дали послушание в монастыре, кто-то пошел отдохнуть. Вечером длинная, по монастырскому уставу, всенощная. Вновь бежим на канавку, в руках четки, на устах молитва. Попить чайку и спать, вставать на раннюю. Молимся на ночь и читаем правило — у кого были на это силы.
Ранняя в Троицком соборе. Наперво идем к мощам преподобного. Запели обедню. Монашеский хор, дивные голоса и напевы. Причащаемся и, как на крыльях, летим в обратный путь. Преподобне отче Серафиме не забудь нас в своих молитвах!
Вновь Муром, там нам быть около 6-ти часов в ожидании поезда. Кто- то остался на вокзале, караулить вещи, кто-то пошел на акафист в Никольский монастырь, кто-то гулять по городу. Ну, вот и поезд. Две минуты на посадку и мы держим путь в славный Град Петров. Путешествие удалось! Спасибо всем, а наипаче Ангелине Александровне, без нее, ну никак… Аминь.