Беседа с молодежью о Таинствах Церкви (часть I)

иерей Владислав МалышевВ рамках работы Русской Православной Церкви с молодежью, в нашем храме проводятся беседы с молодыми людьми и девушками на церковные и церковно-общественные темы. Сегодня расскажем о последней лекции, которая прошла на нынешней недели.

11 декабря в нашем храме прошла очередная беседа-диалог молодежи со священником. В этот раз мы планировали поговорить на тему «Участие современного человека в таинствах Церкви». Точнее, нашей целью было затронуть только те таинства, в которых регулярно участвует или имеет возможность участвовать каждый христианин. Из семи таинств Церкви мы выделили всего четыре: Покаяния (исповедь), Причащение (Евхаристия), Елеосвящение (Соборование), Брака (Венчание). Замечу наперед, мы увлеклись и в течении двух с половиной часов говорили лишь о таинствах Покаяния и Евхаристии.

Совсем недолго мы говорили об истории таинства Покаяния, точнее сказали о ней не более двух, может быть трех предложений. Все остальное, что говорилось или обсуждалось, касалось именно того, что такое покаяние, в чем заключается истинное покаяние христианина и какие злоупотребления или недопонимания встречаются в сознании современного церковного или только воцерковляющегося человека. При обсуждении того, что есть таинство покаяния, выявлении того, что оно должно быть непременно «переменой, переворотом сознания», точкой отвращения от прошлой жизни, возникло множество вопросов. Многих интересовали темы: формальности исповеди и исповеди без покаяния, т. е. без желания исправиться. Прозвучали такие вопросы: Как быть, если знаешь, что это грех, но не готов порвать с этим, не исповедовать его или лицемерно говорить Господу «прости» и снова оскорблять Его своей жизнью? Сложно описать все, что было высказано по этому поводу, но в итоге мы пришли к вводу, что каяться и в этом необходимо, но так же каяться в своем маловерии, малодушии и нежелании жить по заповедям Христа. Естественно, после каждой исповеди, которая не только факт покаяния, но и несомненно молитва о прощении и даровании духовных сил, необходимо эти, дарованные Богом силы, стараться хоть как-то применить, использовать. Не обошлось без обсуждения такого явления как «общая исповедь», отношение к которой у большинства оказалось как к формальному допуску к Святым Тайнам.

Перед тем, как (2)начать разговор о таинстве Евхаристии, необходимо было пояснить некоторые понятия, обратиться с Священному Писанию, событиям Тайной Вечери. Что же есть такое Евхаристия, ответить оказалось затруднительно, но мы постарались не вдаваясь в глубины богословия евхаристологии, вспомнив о Ланчаском чуде, в нескольких словах все же описать это Великое Таинство.

Больной темой оказалась практика соединения двух таинств: Покаяния и Евхаристии. Можно ли их отделить друг от друга, если да, то как часто исповедоваться? Если разделение этих таинств невозможно, то как бороться с формальностью в исповеди, чтобы она не оказалась просто допуском к Святой Чаше? В ходе обсуждения, преобладающей точкой зрения, оказалась та, которая категорически против отделения Покаяния от Исповеди. Исповедь помогает работать над собой, анализировать свою жизнь, но мы редко, без принуждения приступаем к самоосуждению, обличению себя… И то, что мы не можем подойти к Чаше Христовой, которая несомненно источник жизни и сил для христианина без исповеди, является дополнительным стимулом работать над собой, рассматривать свою жизнь, обличать ее неправды. Представим себе, если в стране отменить законы, все будет так как есть? Нет… будет хуже, человек слаб и начнет грешить больше без какого либо самоосуждения. Христианин тоже человек и не вся его добродетель совершается по его свободной воле, конечно это плохо, но это начало истинной добродетели. И исповедь и работа над собой, на которую человека подталкивает традиция или правила, если относиться к ней честно, является необходимой ступенью или толчком в духовную жизнь.

Подобный итог рассуждений не говорит о том, что причаститься без исповеди вовсе невозможно. Причастить без исповеди может духовник, который принимает это решение в данном конкретном случае при условии, что он прекрасно знает духовную жизнь обратившегося к нему человека.

Обсуждения таинств Елеосящения и Брака мы отложили на следующий раз.

 Иерей Владислав Малышев

 Если вы хотите принять участие в следующих беседах с молодежью, обратитесь к иерею Владиславу или напишите для предварительного знакомства несколько слов о себе на почту: molodej-hram@yandex.ru