Проповедь на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Церкви существует 4 праздника, которые последовательно рассказывают нам о важнейших для нас событиях в жизни Пресвятой Богородицы: Ее рождеству; Ее ведению во храм; благовещению Ей Архангелом Гавриилом о безсеменном зачатии в Ее чреве Сына Божия и Ее успению.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска собора Протата в Карее, Афон (Греция) Смысл сегодняшнего праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, нуждается в наибольшем пояснении.
Итак, родители Девы Марии, долгое время не имея детей, дали обет, что посвятят долгожданного ребенка, который у них родится, Богу. И вот, когда Деве было три года, они привели ее в Иерусалимский храм, при котором она и воспитывалась до совершеннолетнего возраста.
Пресвятая Богородица всю свою жизнь желала посвятить на служение Богу.  И вход Пресвятой Богородицы во храм – это начало Ее служения, служения, которое принесло спасение всему миру. Именно поэтому мы особо отмечаем это событие Ее жизни.
Дева Мария не просто вошла в Иерусалимский ветхозаветный храм. Она была введена во «святая святых» храма – самое святое его место. Это сделал первосвященник Захария, которым руководил Святой Дух.
Во «Святая святых» невидимо присутствовал Сам Господь Бог, «слава Господня» наполняла это место. Об этом говорится в Паримиях (фрагментах Ветхого Завета, которые читались вчера на вечерне). Во «святая святых» не могли входить даже священники, но только один первосвященник и только один раз в год. Что же, Деве Марии, в виде исключения, оказали особую честь?
Скорее, наоборот. Во «святая святых» вошла Та, Которая благодатью превосходила величие «святая святых», — говорится в Каноне праздника, который читался вчера на утрене. (1-й канон, 8 песнь, 4 тропарь). Туда вошла будущая Богородица, Исполнительница «смотрения Зиждителева», как говорится в тропаре праздника Введения, то есть Исполнительница замысла (Промысла) Творца о спасении всех людей от власти греха и смерти через Воплощение от Нее Сына Божия.
По замыслу Творца, Задачей Ветхого Завета, Ветхого Закона являлось подготовить приход Искупителя, Сына Божия, в мир. В  поколениях ветхозаветных праведников Бог созидает Себе дом, чистейшего человека – Пресвятую Деву.  Не случайно их всех Церковь именует «богоотцами», а не только Деву Марию – Богоматерью.
Богородица унаследовала самые добродетельные качества своих предков, и сама всецело, совершеннее всех людей исполняла волю Божию и ни в чем, в отличие от всех других людей,  никогда не согрешила. Она достигла высшей святости, возможной в условиях Ветхого Завета. А после этого уже могло осуществиться дело Искупления, совершить которое способен одно лишь Бог (см: В.Н. Лосский. «Всесвятая»).
В ветхозаветную «святая святых» входит Та, Которая «святая святых большая», как мы поем в древнем Акафисте Пресвятой Богородице (12 икос),  то есть Та, Которая больше «святая святых».
В ветхозаветной «святая святых» пребывал пока еще Неприступный для людей Бог; в Деве Марии же, новозаветной «святая святых», будет пребывать Бог Воплотившийся. Дева Мария не только могла, но и должна была войти во «святая святых», «предъизображая благоволение Божие к человекам»,  «проповедуя спасение человеков», как говоится в тропаре праздника Введения.
Ветхозветный первосвященник, входя во «святая святых» один раз в год с кровью жертвенных козлов и тельцов, приносил Богу жертву за грехи всего ветхозаветного избранного народа. Об этом рассказывается в Послании апостола Павла к Евреям, которое читалось сегодня за Литургией (Евр 9:7).
Однако этот обряд служил лишь напоминанием людям об их греховности и побуждало их к раскаянию. В Ветхом Завете еще не было искупления грехов, а значит, возможности прощения грехов; дорога в рай и в Царство Небесное была для людей закрыта.
В кондаке праздника Введения о Богородице говорится: «Пречистый Храм Спасов… днесь вводится в дом Господень, благодать с собою вводящи». Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы напоминает нам, что именно Богородица ввела в мир Искупителя, а значит, новозаветную благодать прощения грехов и воскресения из мертвых.  От Девы воплотился Христос и, по словам апостола Павла, как Небесный Первосвященник,  раз и навсегда восшел в Небесную «святая святых», на Небо, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственною Кровью, и обрел для нас вечное искупление от грехов и смерти (Евр 9: 11,12).
Богородица ввела в мир Христа, а значит, и благодать новозаветного духовного совершенства.  И уже в Новом Завете, в Его Церкви, достигла уже не только предела ветхозаветной святости, но и превзошла все вершины святости новозаветной. Первосвященнику подобало ввести Деву Марию во «святая святых» Иерусалимского храма не только как будущее вместилище Самого Бога, но и как будущего самого святого человека на земле.
Перед Богородицей меркнет самое святое место Иерусалимского храма, его «святая святых», и этот образ помогает нам понять, почему в Православной Церкви Богородице воздается совершенно особое почитание, почитание выше всех святых и даже выше ангелов.
Пресвятая Богородица выносила под сердцем Бога,  Воплотившегося Бога, Который дал нам искупление и спасение; и это воплощение стало возможным благодаря «накоплению» святости в поколениях ветхозаветных  праведников, таких, как родители Богордицы Иоаким и Анна и, прежде всего, личному подвигу, личной святости Пресвятой Богородицы.
Именно поэтому мы почитаем Богородицу в высшей степени святой, величаем Ее как  Пре-славную, Пре-святую, Пре-чистую, Пре-непорочную… «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем».

Приходько Вячеслав, студент 3 курса бакалавриата
Санкт-Петербургской православной духовной академии

4 декабря 2013 г