Беседа с молодежью о Таинствах Церкви (часть II)

Состоялась очередная беседа молодежи нашего храма со священником. В этот раз мы обсуждали таинства Елеосвящения и Брака (Венчание).

Вокруг таинства Соборования во все времена в нашей стране было много различных, противоречащих друг другу суждений и суеверий. Иногда оно мыслится, как последнее помазание над умирающим, что совершенно противоречит абсолютно молитвам, Соборованиекоторые читает священник во время совершения таинства Соборования. Мы постарались затронуть тему, в которой обсудили, кому же стоит собороваться и как относиться к массовым соборованиям в храмах, где в таинстве участвуют люди зачастую вовсе не больные и даже не церковные. Обратили внимание и на то, что не каждая болезнь, при которой в таинстве соборования никак нельзя отказать, видна с первого взгляда, к чему так же относятся недуги связанные с психикой человека.

Говоря о практической стороне совершения этого таинства, мы конечно затронули тему о веществах, при помощи которых и совершается то видимое действо, при котором человеку подается Божественная благодать действом невидимым. Эти вещества — вино и елей (растительное масло). Конечно, в апостольские времена это было оливковой масло, но на Руси оливки не произрастали, поэтому пользовались другими растительными маслами, что никак не противоречит Священному Писанию и православной традиции. Вино и елей в древности были доступными лекарственными средствами при различных ранениях (см. притчу Лк. 10, 30-37 «подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино»). В таинстве Соборования они являются веществами, исцеляющими духовную рану, т. е. грех, а точнее его последствия — болезнь как духовную и телесную, ведь сам грех исцеляется лишь покаянием.

Был поднят вопрос, касающийся еще одного вещества, которое как бы участвует в таинстве соборования, это вещество — рис. Часто люди не понимают что в дальнейшем делать с этим рисом и для чего он освящается. На самом деле, рис не освящается вовсе, он необходим для того, чтобы поставить в него горящие свечи в том случае, если священник приходит соборовать на дом, ведь чаще всего дома нет подсвечников на семь свечей. Это и есть единственная и необязательная роль риса в таинстве Соборования. Причем вместо риса может быть любая другая крупа или, например, песок, земля и прочие сыпучие вещества, в которые можно вставить свечи.

Более актуальным вопросом для молодых людей и девушек было, конечно участие в таинстве Брака (Венчание). Вопрос о участии в данном таинстве так же неоднозначен. Встречаются книги с названиями на подобии «Почему надо венчаться», «Необходимость венчания» и пр. Мы старались обсудить не только тему «Почему надо венчаться», но и обратную, почему венчаться не стоит. В беседе мы отметили, что церковный брак необходим именно церковным людям, венчание ради красоты или чтобы «муж не гулял» недопустимо. Венчание это не просто какое-то необходимо законное действо для признания брака в обществе, чем, например является регистрация в ЗАГСе. ВенчаниеВенчание это именно таинство, в котором Господь подает Свою благодать для освящения супружеского союза для их совместной христианской жизни, и слово «христианской» в данном предложении ключевое. Церковь не призывает венчаться каждого формально крещеного, но далекого от церковной жизни человека, ведь Божественная благодать не действует на человека механически, помимо его воли. Господь ждет от венчающихся, как и от всех христиан, участвующих и в других таинствах, ответных действий, ведь даже ради того, чтобы что-то взять, необходимо протянуть руку и принять это. Таким ответным действием, которое необходимо для восприятия благодати, дарованной в таинстве Брака (Венчании) является в первую очередь честная христианская, нравственная жизнь, участие в Таинствах Исповеди и Евхаристии (Причащения), любовь и верность супругов друг другу, молитва друг за друга, а так же воспитание детей в христианских ценностях.

Возникали вопросы, как быть, если один из супругов человек церковный, а другой относиться к Церкви безразлично или даже отрицательно, но ради своей второй половинки готов участвовать в непонятном ему «ритуале». В связи с подобными вопросами, было отмечено, что в таких случаях надо обойтись регистрацией в ЗАГСе и не принуждать неверующего человека к неосознанному участию в таинстве ради того, чтобы от его «отвязались». Лучше будет, если верующий член этого семейного союза, своей жизнью, словом и примером воспитает в неверующем члене веру и приведет его в первую очередь к Евхаристической чаше. Ведь не даром Церковь снисходительно относится к тем, кто только регистрирует вой брак в ЗАГСе и не венчается. Существуют даже постановления о том, что не венчанный, но зарегистрированный брак никак не может расцениваться как блуд, но действительно является супружеским союзом (Поместный Собор 1918 года и Заседание Синода 1998 года).

Следующая беседа будет посвящена таинствам Крещения, Миропомазания и Священства.
Если вы интересуетесь жизнью молодежной группы нашего прихода и хотите стать ее частью, пишите нам на почту: molodej-hram@yandex.ru