Иконы лучше всего хранятся в киотах – специальных, обычно деревянных, защищенных стеклом или иным прозрачным материалом, ящиках, но их следует время от времени проветривать.
Всегда следить, чтобы лампады и свечи находились на безопасном расстоянии от поверхности иконы.
Нельзя иконы вешать вплотную к стенам внутри помещения (кроме бревенчатых), тыльная сторона икон может отсыревать, плесневеть и поддаваться другим процессам разрушения.
Нельзя размещать иконы вблизи окон, форточек, батарей, нагревательных и вентилирующих приборов и труб водяного отопления и холодной воды, а также в излишне влажных или сухих помещениях, ибо левкас (и дерево) набухает и деструктурируется или пересыхает и растрескивается, а красочный слой шелушится и осыпается.
В неотапливаемых помещениях, а равно в сараях, чуланах, погребах, на чердаках, в подвалах иконы от резкого перепада температур и влажности быстро разрушаются и становятся питательной средой для разного вида насекомых-вредителей (древоточцев и др.)
Нельзя иконы ставить на подоконниках, под прямые лучи солнца, что губительно действует на них. Если свет падает на лицевую либо тыльную стороны иконы, живопись быстро обесцвечивается, а основа растрескивается.
Ни в коем случае нельзя смазывать иконы маслом, вазелином и другими препаратами на жировой основе, мыть иконы (особенно лицевую сторону) с мылом, стиральным порошком, другими щелочными препаратами, спиртом, химическими растворителями, а также просто водой, протирать сырой тряпкой – все эти “заботы” об иконе неминуемо ведут к ее частичной или полной гибели (утрате живописи и разрушению левкаса и основы-дерева).
Можно лишь смахивать пыль с поверхности икон мягкой кистью (раньше это делали пучками мягких перьев), и то, если красочный слой не поврежден царапинами, трещинами (кракеморами), не вспучился и не шелушится.
Если красочный слой иконы шелушится и осыпается, левкас усеян сетью кракемор и вспучился, отслаиваясь от паволоки и основы, то не следует самому пытаться отреставрировать ее, иначе загубите живопись окончательно.
Нельзя покрывать лицевую сторону иконы масляными и спиртовыми лаками, чтобы закрепить разрушающийся красочный слой и левкас. Целесообразнее в подобных случаях обратиться к реставратору, но в таких случаях следует опасаться подвоха, потому что многие самодеятельные и даже профессиональные художники выдают себя за реставраторов, в самом деле не имея об этом должного представления, “поновляя” икону по своему разумению и умению. Сколько тысяч икон погублено или испорчено, изуродовано подобными самодеятельными “реставраторами”!
Часто за реставраторов выдают себя люди, получившие художественное образование в соответствующих учебных заведениях, самонадеянно считая, что живопись и реставрация – одно и то же: подмазал там-сям и – готово, все равно верующие мало в этом вопросе разбираются, ведь только они, избранные, посвященные в тайны творчества, умеют и имеют права дерзать во всем, даже в реставрации. Хотя это совсем другая область ремесла, в некоторых случаях доведенная до степени искусства. Другая. И нужно обладать множеством других знаний, без чего не справиться с задачами реставрации. Так что, живопись (в данном случае – темперная) и ее реставрация – далеко не одно и то же: спасение икон требует специальных знаний и навыков, которые приобретаются по крупицам годами и десятилетиями, а работа над гибнущими иконами (в сложных случаях) длится не день и не два.
Поэтому разумно обратиться к профессиональному реставратору икон, написанных темперными (или масляными) красками.
Надежнее всего обратиться к епархиальному реставратору (если такой имеется) или в художественный музей (галерею), если при нем имеется специализированная мастерская или к частнопрактикующему опытному реставратору.
Рязанов Ю.М., реставратор