Проповедь в Неделю Сыропустную. Адамово изгнание.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе. Если забуду тебя, Иерусалим, пусть покинет меня сила рук моих. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не будет возвращение в Иерусалим главной радостью моей» (Псалом 136:1,5,6).
Эти слова 136-го псалма пелись вчера на последнем всенощном бдении перед Великим постом. Они передают плач ветхозаветных иудеев, уведенных из Иерусалима, от святой для них Сионской горы, в плен в чужую страну Вавилон.
Но в этих словах заключен и прообраз нынешнего состояния всех людей. Иерусалим – это образ рая, Небесного Иерусалима, которого лишился первый человек Адам, когда согрешил. И в его лице все человечество обрекло себя на изгнание в страну Вавилон – в мир сей, на землю, которая была проклята, огрубела за грех Адама (Бытие 3:17, 23-24).
Но часто ли наша душа «желает и скончавается во дворы Господни» (Псалом 83:3)? То есть стремится и горит желанием вернуться в утраченный рай, снова слышать рядом с собой голос Господа Бога, «ходящего» в раю во время прохлады дня (Бытие 3:8)?
Когда у нас нет больших проблем, мы бы очень хотели навсегда остаться в том земной жизни, в которой сейчас живем. Мы забываем, что мы не в силах зафиксировать это состояние навечно, и крушение наших привязанностей произойдет в момент смерти, которой заканчивается наша земная жизнь.
Братья и сестры! Будем помнить, что наша земная жизнь – это время нашего изгнания от лица Бога, нашего Творца. И настает момент, когда мы снова окажемся перед вратами рая, вратами Царствия Небесного. И Господь снова, как тогда Адама, спросит каждого из нас: «где ты?» (Бытие 3:9), «с кем ты?» «Что выполнено за время твоего изгнания — земной жизни? Время, отведенное для тебя на покаяние, закончилось».
Так давайте хотя бы сейчас «положим начало благое» нашему покаянию: «Господи Боже мой, если и ничтоже благое сотворил пред Тобою, но дай мне, по благодати Твоей, положити начало благое» (7-я молитва на сон грядущим, св. И. Златоустого).
А покаяние начинается с поста. Цель поста – научиться свои естественные «попечения о плоти» (например, в отношении пищи, отдыха, одежды), не превращать в похоти (Римлянам 13:14), от чего нас предостерегает апостол Павел в сегодняшнем чтении из книги «Апостол».
Часто мы видим в пище, долгожданном отпуске, в предстоящей вечеринке, в новой покупке – наше единственное утешение, и не важно, что у кого-то она – за миллион, у кого-то – только за 100 рублей.
В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф 6:21). Вступая в пост, мы ограничиваем себя в своих обычных привязанностях, а значит, мы стараемся освободить наше сердце для Господа. Мы хотим, чтобы нашим сокровищем и нашим утешением стал Господь, Который сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф 4:4, ср: Второзаконие 8:3).
А чтобы услышать это слово, напитаться им, нам обязательно нужно разговаривать с Богом, то есть молиться; дома и в храме. Молить Господа о том, чтобы Он дал нам видеть наши грехи, дал «сокрушенное сердце» (Псалом 50:19) и решимость изменяться, несмотря на подступающее уныние и постоянные падения. И тогда нашим утешением и радостью станет – исполнение заповедей Божиих. Исполнение заповедей и есть наше движение к Богу,  возвращение в рай, приобретение Царствия Небесного еще здесь, на земле.
В одном из богослужений уходящей Сырной седмицы говорится: «Началось поприще Богом данного воздержания, светло встретим, нуждающиеся в милости. Жаждет Благо-утробный [Господь] нашего спасения, и протягивает Свою руку и прощение, тем, кто ищет Его усердно, и с любовью работает Ему» (Сырный Четверг, 1-й канон-трипеснец Триоди, 8-я песнь, 2-й тропарь).
Сегодня, в канун Великого поста, мы вспоминаем Адамово изгнание из рая. А Великий пост, который начнется завтра, является нашим возвращением в рай, в Небесный Иерусалим, к Богу.
Аминь.

Вячеслав Приходько,
СПб духовная семинария