За что Каин Авеля убил?

Дорогие братия и сестры, в дни Великого post-20-0-14542800-1316173006поста на богослужении Часов и Вечерни мы слышим так называемые паремии, т. е. чтения из книг Ветхого Завета. Среди прочих историй, пророчеств и назиданий, мы услышали историю о том, как Каин убивает своего младшего брата Авеля. 

Из этого рассказа каждый отчетливо видит и осознает, что старший брат совершает страшный грех, братоубийство, но помимо этого, важно заметить, что убийство здесь это лишь следствие и результат другого греха, хоть и меньшего, но ведущего к гораздо большим падениям, и в конце концов к погибели. Убийство стало следствием зависти.

Каин позавидовал своему брату, казалось бы не в современном понимании «позавидовать», ведь предметом его зависти было не благосостояние, не здоровье или успех в личной жизни… он позавидовал тому, что Господь принял чистосердечную, принесенную с любовью Ему жертву Авеля, а формальную, без сердечного участия, жертву Каина отверг.

Однако Каин был не первым, кто испытал зависть в сотворенном мире, и, тем самым, погубил не только свою, но и чужую жизнь. Этим пороком он подражал дьяволу, ведь именно дьявол — первенец чувства зависти, именно он, позавидовав Богу, спал с небес, а, позавидовав человеку, ввел его в смертный грех. Люди же, в свою очередь, позавидовали Христу и распяли Его… и в Священном Писании это далеко не все примеры трагедий человечества, причиной которых было безумие зависти, царящее в человеческом уме и сердце.

Рассматриваемое нами ветхозаветное чтение говорит о лютой зависти и ее последствии ни в коем случае не ради призыва осудить Каина, и не для того, чтобы мы испытали жалость к младшему брату Авелю. Церковь предлагает нам прочувствовать эту трагедию, посмотреть на нее не как в далекое, ветхозаветное прошлое, но как в зеркало, в котором видна вся наша жизнь.

Наша же личная трагедия в том, что редко кто в этих строках видит самого себя, редко кто видит свою повседневную жизнь исполненной зависти, мы привыкли прикрывать свою зависть и укореняться в ней, а она в это время, по словам святого Василия Великого «истлевает душу подобно тому, как ржавчина изъедает железо…».icoane-pe-lemn_3 Мы же, не замечая этого, привыкли думать, что мы никому никогда не завидуем, а если и завидуем, то, так называемой, «белой завистью», да и то совсем в незначительной степени. В той степени, которая, как нам кажется, никак не повредит нашей духовной жизни.

Апостол Павел в своем послании к Римлянам призывает христиан «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12, 15), и это ориентир братолюбия для каждого из нас. Но кто из нас может с чистым сердцем сказать, что он скорбит вместе со своим собратом о его неудаче, если косвенно эта неудача возвышает нас над ним или просто показывает наше превосходство? Кто радуется, если наш близкий преуспел в каком-либо общем деле более, чем мы? new_7134_1Мало кто, даже из христиан, лишен зависти, и здесь она переворачивает с ног на голову Евангельские ценности – завистливый человек, наоборот, скорбит о благополучии и радости ближнего, а видя его печаль или неудачу – радуется.

Каждому человеку, а тем более христианину, необходимо осознать, что зависть встает серьезной преградой между человеком и Богом, она завладевает человеческим сердцем и не способствует умножению любви, но, наоборот, уничтожает ее, ведет к распрям, нестроениям, соперничеству, чувству несправедливости, воровству, длительной вражде и даже к убийствам.

Пример крайне безумного состояния души человека, который, находясь в плену страсти, не способен к осознанию своей вины, это все тот же Каин, с которого мы начали наше рассуждение. Ведь он не просто завидует, он убивает родного брата и, когда уже все становится известно, принимая наказание от Бога, Каин возражает Ему, считая, что Господь наказывает его сверх его сил… Вместо покаяния, омраченное сердце Каина заставляет сказать Богу: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4, 13). Справедливое наказание Божие не приводит его к покаянию, но, напротив, он дерзает прекословить Богу…

Прп. Амвросий Оптинский, советуя не доводить до столь ужасного укоренения в зависти, говорил так «Всего лучше… стараться истреблять зависть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедью и благоразумным молчанием».

Помимо этого давайте задумаемся, что дает зависть нашему телу и душе? Любой грех наносит урон человеческой духовности, а впоследствии и телу… Но многие грехи привлекают человека именно потому, что кажутся сладкими для плоти! Пьянство влечет человека забвением настоящих проблем и приятным, как ему кажется, состоянием одурманенности… объедение и лакомство влечет человека по причине угождения своему желудку… блуд, по причине угождения своим низменным похотям… А чем так приятна человеку зависть? Ничем! Зависть, есть страсть, которую невозможно оправдать даже телесной потребностью или развязанностью. Зависть не имеет никаких «положительных» сторон даже для человеческого услаждения, но, наоборот, расстраивает человека и душевно и физически. Так почему же мы так усиленно держимся этой страсти?

Дорогие братия и сестры, Господь дает нам благодатное время поста, время не упущенных возможностей, а духовных приобретений и давайте постараемся не потерять его. И, не пропуская мимо своего сердца и ума сегодняшний пример безумных последствий такой страсти, как зависть, пускай каждый из нас приложит все силы, чтобы отвернуться каиновой зависти, принадлежащей к уделу дьявола, и повернется лицом ко Христу, служа Ему добродетелью и братолюбием. Аминь.

 Свящ. Владислав Малышев