«Я посреди вас, как служащий». Почему мы веруем во Христа как в Бога?

Проповедь в Неделю Святых отцов I Вселенского собора

Господь и Отцы 7 Всел. соборов

Сегодня мы празднуем память святых отцов I Вселенского собора, которые выразили евангельское свидетельство о божественности Христа Спасителя в Символе веры.

А почему для каждого из нас так важно, что Наш Спаситель – Бог воплотившийся? А не творение Божие, не специально созданный посредник между Богом и людьми, как утверждается в еретических учениях древнего арианства или современной секты «Свидетелей Иеговы»?

***

 Дело в том, что спасение людей от совершения ими зла и от смерти – это не односторонний набор действий Бога. Нам и самим нужно совершить дело своего спасения: обрести любовь и приблизиться к Богу, потому что «в Нем… жизнь, и [эта] жизнь… свет человеков» (Ин 1:4). Но невозможно полюбить того, с кем ты не знаком.

Именно такой способ спасения, который избрал Бог: спасение через Боговоплощение, Бого-явление – нужен человечеству, потерявшему подлинное представление о Боге.

Мы не знаем, как Бог, действуя по Своей Божественной природе, «полагал основания земли» (Иов 38:4), как установил физические и нравственные законы, но мы знаем Бога через те дела, которые Он совершил, приняв на Себя природу человеческую.

«Бог – Господь, и явися нам» (Пс 117:27)! Этого, к сожалению, не знают сектанты-иеговисты, этого не знали Арий и Лев Толстой, а мы знаем, что Бог распялся на Кресте, чтобы искупить наши грехи. Это Бог омыл апостолам ноги перед Тайной Вечерей, быв посреди них, как служащий (см.: Лк 22:27).

Мы знаем, что «с нами Бог» (Ис 8:10).

И это известно нам не только со строк Евангелия и из Символа Веры. Мы знаем об этом, потому что снова и снова, за литургией, мы являемся свидетелями того, как Христос Бог таинственно приносит Жертву Своего Тела и Крови, Которые Он отдал «за жизнь мира» (Ин 6:51) на Кресте. И невидимо появляется в алтаре на престоле.

Все наши взоры обращены к престолу. Мы – «стоим со страхом и трепетом» (см. тропарь вместо Херувимской песни на литургии св. В. Великого), потому что на престоле почивает Христос, Царь Славы, наш Бог и Владыка. А престол Бога и Царя Славы Христа – это Жертвенник! Бог обращается к нам: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое…», «…Сия есть Кровь Моя…, Яже за вы и за многи[я] изливаемая во оставление грехов». (литургия св. И. Златоуста, евхаристический канон).

Вот Каков Истинный Бог! «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).

Перед высотой жертвенной любви Христовой преклоняешься в раскаянии и хочешь быть верным и достойным Его любви. За Таким Богом, Истинным Богом, хочется идти.

Если наш Творец «посреди нас, как служащий», то, конечно, любовь установлена Им и как основание жизни для человека. Если грех в нас или мир вокруг будет приводить нам множество доводов против этого, вспомним Крест и Воскресение Господа, которыми Он «победил мир» (Ин 16:33). То есть, победил тот противоположный любви закон «человек человеку волк», который часто торжествует в мире со времени грехопадения Адама и его отпадения от Бога.

Неправедная власть оканчивается вместе со смертью ее обладателя. А тот человек, который своим поведением вопреки «волчьему закону» свидетельствует о возможности жить и действовать по другому закону, закону любви, — продолжает дело Христа в этом мире и одерживает вместе с Ним самую главную победу – над грехом и смертью.

 ***

Желая, чтобы мы познали Бога и Его любовь, а значит, могли уподобиться Ему, Бог и совершил дело нашего Спасения непосредственно Сам. И поэтому все наши мысли, благодарность, надежды устремлены на Него. Не посредник, а Сам Господь и Бог наш Иисус Христос – в центре всей жизни Своей Церкви.

Да и как мог Господь наш Иисус Христос поручить кому-то другому дело спасения человека?… Если мы любим кого-то, мы хотим быть с этим человеком. А мы – образ Божий. Так и Господь Сам пришел на спасение людей, потому что любит их, «до конца возлюбил их» (Ин 13:1).

Как говорит пророк Исаия: «Не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь спас их, потому что любит их и щадит их; Сам избавил их… и вознёс их…» (Ис 63:9).

Аминь.

Вячеслав Приходько,

СПб Духовная семинария