Загадка пушкинской ладанки

«Глубокоуважаемый отец Евгений!

Посылаю Вам начало одной из публикаций о святыне рода бояр Пушкиных. История ее очень длинная и поучительная. Писали на эту тему архимандрит Августин Никитин, исследовательницы Энеева, Черкашина. и другие.У меня есть несколько статей на ту же тему. На днях отыщу их и пошлю Вам.
А пока — чтобы обозначить тему — изображение ладанки с частицей Ризы Господней, перед которой каждый год А.С.Пушкин 10 июля (а в нашем веке — это 23 июля) служил молебен. Она перешла к нему как к старшему в роде, а он завещал оставить ее своему старшему сыну, что было исполнено. Ныне ладанка хранится в Москве у потомков поэта .

Начиная с 1995 года православные пушкинисты (их не так и много) отмечают праздник Положения Ризы Господней в Москве в1625-м году и служат панихиды по рабу Божьему Александру. Записку я сегодня и в нашем храме подала. Один раз собирались в этот день в Антониево-Сийском монастыре за Архангельском. Была даже организована научная пушкинская конференция в стенах этой обители.

Прошу и Вас помолиться о рабе Божием Александре, которому был от Бога дан такой гениальный поэтический дар.

Е.Н.Монахова-Глаголева .»

ЛАДАНКА

Есть в мире одна реликвия, которая навеки соединила два рода: Пушкиных и Романовых. Это святая ладанка с частицей Ризы Господней!

«Вменяется в обязанность»

Впервые я узнала о ней из книги Александры Араповой, урождённой Ланской, единственной из всех детей Наталии Николаевны, оставившей о ней воспоминания, трогательные и безыскусные. Все материнские рассказы – о первой встрече с Пушкиным, сватовстве, свадьбе, счастливых годах супружества и горьких – вдовства, о её отчаянии и надеждах, об истории рода и фамильных преданиях – Александра Петровна доверила бумаге, чем и сохранила их для будущих поколений. Её мемуары, впервые увидевшие свет в начале прошлого века, вновь были переизданы уже в наше время, в 1990-е. Прочитала я их буквально на одном дыхании. Более всего удивило и запомнилось тогда необычное свидетельство дочери пушкинской Мадонны:
«В роде Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля (по ст. стилю. – Л.Ч.), в день праздника положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета».
С этих строк и начались для меня поиски пушкинской ладанки. Но обо всём по порядку.

Обретение святыни Романовыми

История эта берёт начало с библейских времён, а точнее, с того страшного дня, когда распятый на кресте Спаситель принял на себя все грехи рода человеческого. Ещё не расстался Он с земной жизнью, а воины, стерегущие Голгофу, место казни, уже бросились алчно делить Его святые одежды. А вот из-за хитона, бесшовного одеяния Христа, разгорелся меж ними спор. И тогда бросили жребий, кому тот достанется: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий»(Ин 19:24)- ред.)
Счастливцем оказался некий воин, по одной из версий, родом из Иберии. Вместе с её владельцем святыня оказалась в древней Грузии, в одном из её монастырей.
Как знать, и не пришлось, быть может, Ризе Господней покинуть пределы христианской страны, если бы не притязания хищного и воинственного персидского шаха Аббаса I, мечом и огнём испепелявшего грузинскую землю. Его воины грабили и разоряли церкви, тысячами убивали грузин-христиан. Замучили до смерти мать царя Теймураза I, отказавшуюся принять мусульманство, истязали его сыновей. Кахетинский царь (Теймураз вошёл в историю как поэт-лирик!) обратил свои надежды к московскому владыке Михаилу Фёдоровичу.

Лариса Черкашина