Воздвижение Креста Господня

проповедь на праздник

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Vozdvizhenie Kresta Gospodnya Для человека смерть не может быть победой, а может быть только поражением. Безумие – идти за тем, кто «себя не может спасти» (от Марка 15:31). Не уверовав во Христа как в Бога, многие люди прошли мимо Его спасительного Креста. Мы же, православные христиане, идем за Христом, потому что «веруем Ему как Царю и Богу» (слова из чина Таинства Крещения).

Но насколько осознанна наша вера? Вот, апостол Павел в своем послании к Коринфянам, которое мы слышали сегодня, говорит: слово о кресте… для нас, спасаемых, — свидетельство о силе Божией (см.: 1Коринфянам 1:18). А как, собственно, в крестной смерти Христа проявилась Его Божественная сила? Как смерть Христа принесла нам жизнь? Это важно знать, потому что Крест Христов — это основа нашего спасения.

Да, Христос Бог умирает на Кресте по воспринятой Им человеческой природе, но эта смерть несет жизнь: на третий день Христос Бог воскресает, потому что смерть не имеет власти над Богом. И своим воскресением во плоти Христос прокладывает путь к воскресению для всех людей.

Всякий грех отделяет человека от Бога. И люди, до искупительного подвига Христа, своими грехами обрекали себя на вечное пребывание вне Бога, вне Источника Жизни, а значит, на вечное страдание. И именно потому, что Христос умер не «своей», а крестной, полной страданий смертью, — Его смерть дарует нам искупление и прощение наших грехов.

Ведь Христос, как человек, ни в чем не согрешил, а значит, и не должен был страдать. Но Он добровольно пострадал на Кресте — за грехи людей, Он взял вину за эти грехи на Себя, и теперь грехи больше не отделяют людей от Бога.

Но если мы сами не стремится изменить нашу жизнь и отказаться от наших греховных привычек, — то даже Бог не сможет против нашей воли освободить нас от этих грехов.

Да, многие из нас пробовали изменить свое поведение, но потом перестали. И может быть, потому, что мы увидели в этом другом, добродетельном поведении только дополнительную нагрузку, увидели только крест.

Например, пытались быть внимательными к людям, встречающимся нам в течение дня, а они относились к нам холодно, поскольку уже привыкли к нашему равнодушию; мы пытались терпеть своего шумного соседа, но он не переставал беспокоить нас.

И радости такая добродетельная жизнь нам не принесла.

А привычная наша жизнь, пусть и с грехами, — думали мы, — это какая-никакая, но жизнь. И принялись за старое.

Почему мы не почувствовали радости от добрых поступков? Это наши страсти, которыми мы привыкли «питаться», не дали нам получить радость от новой «пищи» — добродетелей. Нам не хватило терпения дождаться изменения своего сердца.

Как же нам набраться терпения и не оставлять своего креста?

Осознавать, что добрые поступки, что подлинная жизнь не могут не нести в себе радости.

Что когда это изменение нашего сердца произойдет, подлинная, добродетельная жизнь будет не только требовать наших усилий, но и будет приносить нам радость. Так, окружающие люди, увидев наше покаяние и искреннее внимание, будут давать нам ответное тепло. Наш шумный сосед захочет вести себя тише, потому что мы пойдем ему навстречу в том, что ему в нас не нравилось.

Как нам еще набраться терпения?

Понимать: если проявление какой-либо добродетели, если наши усилия жить подлинной жизнью доставляют нам только боль, являются для нас только крестом, значит, мы — омертвевшие. И значит, нам нужно оживать! И если мы чувствуем, что мы — на крестном пути, то значит, мы уже оживаем.  

И пусть нас на этом пути укрепит пример Христа, распявшегося и – воскресшего. Пусть нас укрепит пример Его Креста, который для погибающих безумие есть, а для нас, спасаемых, — путь к подлинной жизни (ср.: 1Коринфянам 1:18).

Аминь.

 

Вячеслав Приходько,

СПб Духовная семинария