«Знает» ли Евангелие современного человека? Проповедь на Притчу о сеятеле

 Сеятель 1Можно услышать от людей, что Евангелие Христово – это добрая книга, но она написана две тысячи лет назад для людей своего времени, и в нашей современной жизни евангельские заповеди не всегда применимы.

Что же, давайте, откроем само Евангелие.

В сегодняшней евангельской притче о сеятеле (Луки 8:5-15) тоже говорится, что семена евангельского слова часто плохо принимаются. Они не пускают корня (Луки 8:13), их затаптывают (Луки 8:5), заглушают сорняки (Луки 8:14).

Но Евангелие раскрывает и причины, почему так происходит. Причина – в той почве, на которую падают семена слова Христова. Вместо плодородной земли они попадают на сухую дорогу (Луки 8:5), а иные – на скалу (Луки 8:6), а иные – в колючий терновник (Луки 8:7). Эта почва – человеческое сердце.

Возьмем какую-нибудь Евангельскую заповедь: например, «любите врагов ваших» (Луки 6:27). Или возьмем то место Евангелия, где апостол Петр спрашивает: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» А Христос отвечает: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матфея 18:21-22) – то есть, бесконечно много раз прощать.

И какова наша реакция на эти заповеди?

Мы в общем согласны с тем, что нужно прощать. Но не в нашей конкретной жизненной ситуации, не нашего обидчика. Потому что то, что он делает, как нам кажется, переходит все границы.

И наверное, это мы – «…те [люди], которые, когда услышат слово [Божие], с радостью принимают, но которые не имеют корня, и какое-то время веруют, а во время испытания отпадают» (Луки 8:13).

Исполнить слово Христово нам мешает нежелание что-либо менять в себе. И часто – непонимание, что такое заповеди Христовы.

Его заповеди – это не сухая мораль и запреты, а животворящее слово Божие. Своим словом Христос Бог создал Небо и землю, установил ее физические законы. Установил нравственный закон, который лежит в основании жизни сотворенного Христом человека. И в Евангельских заповедях Христос раскрывает перед нами этот нравственный закон.

И когда мы живем по заповедям Христовым – мы приобщаемся к подлинной жизни. Мы раскрываем в себе образ Божий, то есть, все те духовные и творческие качества, которые в каждом из нас заложены Христом Богом. Становимся сильнее обид, сильнее своих слабостей. И уподобляемся Христу.

А если мы не поступаем так, как призывает нас поступать Христос Бог, будем хотя бы иметь мужество признать это. Будем стараться не оставаться в стороне от истины и постигать смысл той или иной заповеди Христовой.

Почему Христос говорит: Христа «любите врагов ваших», «прощайте бесконечное число раз»?

Это нужно прежде всего нам самим. Простить обидчика – это значит увидеть в нем человека. Увидеть в нем «своего», а не чужака. Ведь если мы не видим в человеке – человека, то в каком состоянии мы находимся?

«Позволим» наконец, внутренне позволим, другому человеку иметь свою манеру улыбаться, говорить, ходить; примем даже его манеру не сразу отвечать на наши вопросы, а может быть – манеру отвечать еще до того, как мы закончили задавать свой вопрос. Это примеры. Я это говорю для того, чтобы пояснить, что у нас тоже есть свои «манеры», которые не всем нравятся.

Не просто менять себя. И без благодатной помощи Христа это невозможно. Для этого и нужна нам ежедневная молитва Христу, соединение с Ним в Таинстве Причащения и искреннее покаяние.

Если мы – со Христом, то мы можем удерживать в своем сердце семена Его живительного слова (Луки 8:15). Несмотря на попытки наших страстей затоптать эти семена (Луки 8:5, 8:12), несмотря на те сорняки, которые пытаются прорасти в нас самих.

Если мы – со Христом, то мы можем быть той доброй землей, в которой прорастает Его слово и приносит плод (Луки 8:15): милосердное сердце, твердую волю и трудолюбивый ум; взаимопонимание с другими людьми.

Во всей нашей жизни: на работе и по дороге на работу; в нашей приходской общине, в семье – «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш – всю жизнь нашу — Христу Богу предадим!» (слова из литургии св. Иоанна Златоустого).

Аминь.

 чтец Вячеслав Приходько,

студент СПб Духовной семинарии