Каждая Исповедь – всегда «первая». Для чего нужна духовная жизнь

Покаяние - блудный сын_МАЛ…Конечно,  делая решительный шаг ко Христу,  человеку,  пусть на мгновение,  действительно нужно вступить «в никуда».  Но в этом – парадокс веры:  как только человек поверит Богу;  как только человек решится терпеть,  не зная,  сколько нужно будет терпеть – Бог дает новую опору…

——————————————————————————

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Может быть, среди нас есть те, кто ни разу не исповедовался, не причащался – и, по-настоящему, так и не встретился со Христом.

Пока человек видит в духовной жизни: в молитве, Исповеди, Причащении – только какие-то новые для себя «обязательства», он никак не может решиться сделать первый шаг в эту духовную жизнь.

А цель духовной жизни – дать радость внутренней свободы от своих зависимостей, свободы проявлять свои сильные, точнее – свои нормальные! качества. Благодаря тому, что духовная жизнь – это не просто абстрактное изменение человека к лучшему, а соединение человека с Источником жизни, добра и силы – со своим Творцом, Богом.

Пусть кто-то еще не решился на первую Исповедь и Причастие. Но духовная жизнь и начинается не с первой Исповеди, а с первой молитвы.

Молитва – это сердечный и вдумчивый разговор с Богом, это те чувства и мысли, с которыми человек обращается к Богу. А ответ, который дает Христос Бог, — это всегда не только «слово», некая мысль, но и – действие, которое преображает человека.

И человек говорит: хорошо мне здесь быть (ср.: от Луки 9:32-33), потому что он ощущает радость от действия в нем благодатной силы Божией. И еще ему хорошо оттого, что он с какой-то трезвой серьезностью ощущает потребность честно взглянуть на свое внутреннее содержание, движущие им мотивы, на то, как он реагирует на происходящее вокруг…

И тут – «духа не угашайте» (1-е Фессалоникийцам 5:19). Потому что те разрушительное зависимости, которые действуют в человеке, сопротивляются ослаблению своего влияния. Они заявляют: «если ты хочешь потревожить нас, ты потеряешь привычную опору для своей души».

Но у христианина, любого возраста и с любым прошлым, есть новая опора – на Бога, и она – куда тверже! Это человек уже знает из опыта молитвы. Какая «опора» может быть надежнее, чем Сам Бог?

Конечно, делая решительный шаг ко Христу, человеку, пусть на мгновение, действительно нужно вступить «в никуда». Но в этом – парадокс веры: как только человек поверит Богу; как только человек решится терпеть, не зная, сколько нужно будет терпеть – Бог дает новую опору.  В человеке происходит «перемена ума» — покаяние.

Может быть, — во время молитвы; может быть, — после; может быть — когда человек приходит в храм.

Бог дает желание созидать, работать умом и сердцем, свободу творить добро. Дает ясно ощутить обманчивость и чуждость для человека тех духовных зависимостей, которые пустили корни в его личности; желание порвать с ними. И дает раскаяние в том, что человек «сотрудничал» с этим злом.

Но совершённые грехи пока все еще лежат на человеке. Для того, чтобы изгладить их из души человека, и существует Исповедь.

В Таинстве Исповеди Христос Бог в прямом смысле уничтожает грехи, точнее, те клейма, те отравляющие отпечатки, которые грехи оставляют в нашей личности (св. Кирилл Александрийский. «Строматы» 110: 1-2).

А чем заполнится освободившееся «место» в душе человека? Может быть, другими страстями (ср.: от Луки 11:24-26)? Нет, мы хотим – в добре «укорениться». А значит, нам нужно «укорениться» в Боге.

Для этого и существует Таинство Причащения. Вкушая Причастие, человек в прямом смысле соединяется с воскресшим Христом. Сильнее, чем в молитве: после причащения Сам Христос пребывает в человеке.

И вот, тому человеку, который раньше находил «опору» для себя в раздражении, теперь становится хорошо оттого, что он спокойно – то есть, свободно – объясняет свое мнение собеседнику.

Человек, согбенный от лени – с достоинством выпрямляется, и начинает работать усердно, потому что удовлетворение его душе дает теперь не возможность «не напрягаться», а потребность обеспечить свою семью…

 ***

Среди нас много и тех, кто вот уже не первый год, как начал жить церковной жизнью. И наверное, кто-то – периодически, а кто-то – постоянно чувствует, что вот эта их духовная жизнь, в своей глубине, почти сошла «на нет». Что он не может духовно выпрямиться.

Возобновление своей духовной жизни и духовной радости здесь лежит через нелегкое признание себе и Богу в том, что за эти годы почти ничего не сделал. И что, собственно, утрачена вера в то, что духовная жизнь вообще существует – не абстрактно, а лично для меня существует.

Конечно, человеку стыдно признаться в этом. Но в признании – нет ничего постыдного, независимо от того, сколько лет человек в Церкви. А стыдно – за то, что уже совершено: грехи, бездействие, неверие…

К людям, готовым на такое признание – а не к мнимым праведникам – Христос Бог обращается с радостной вестью: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (от Марка 2:17). Со всеми их конкретными постыдными привычками, слабостями, предательствами своих обещаний исправиться…

А средство, которое дает нам силы для исповедания своих неправд, всё то же; о нем мы уже говорили. Это молитва. Пусть и приступит к ней человек, изначально, с черствым и опустошенным сердцем…

Каждое подлинное покаяние; каждая подлинная Исповедь: 2-я, 3-я, 50-я… – всегда «первая». Потому что в ней мы всегда умираем, для греха, и заново рождаемся – в духовную жизнь. Об этом образно говорит нам Христос: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (от Иоанна 16:21).

И обновленный человек видит, что те добродетельные способности, которые он, по благодати Божией, когда-то приобрел, но растерял – возвращаются к нему. Потому что он возвращается к Богу.

В эти дни, перед праздником Рождества Христова 7 января, идет Рождественский пост – период, когда мы стараемся, по возможности, больше времени уделить духовной жизни.

И сейчас самое благоприятное время, чтобы сделать спокойный, но решительный шаг к молитве, которая даст нам увидеть свет Христов, а через Его свет – увидеть и ту тьму, от которой нужно в себе избавиться (ср.: от Иоанна 3:20-21). И прийти на Исповедь и Причащение, в один из дней этого Рождественского поста.

Аминь.

 чтец Вячеслав Приходько,

студент СПб Духовной семинарии

7.12.14