Миры Ликийские: место святительства Николая Чудотворца

Великий чудотворец архиепископ Мир Ликийских Николай отошел ко Господу в 345 году по Р.Х.; его жизненный путь был тернист и вместил в себя многое: ревностное служение Богу, заступничество за невинно осужденных, исповеднический подвиг в узилищах императора Диоклетиана, участие в Первом Вселенском Соборе и многочисленные чудеса. Но настал час исполнить долг перед Творцом, и честное тело святителя погребли там, где он провел большую часть своей жизни, — в столице Ликии городе Миры. Святитель Андрей Критский говорил:

«Величаю тебя, митрополия Ликийская, ты стяжала пастыря чадолюбивого, ты прияла на голову свою дорогой и нетленный венец. Кто это? Николай, в нуждах предстающий с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедные предприятия. Блажен ты из городов, Миры! Ты вмещаешь в недрах столь великого благодетеля». Почти семь с половиной веков пребывало в Мирах тело святителя, пока волею Божией не было перенесено в Италию, о чем речь пойдет чуть позже. Так что же известно об этом славном своим святителем ликийском городе?

Во времена святителя Николая Чудотворца город Миры был столицей Ликии, исторической области в Малой Азии; ныне они находятся на территории Республики Турция. Древнее население Мир было по преимуществу греческое, так как, подобно другим крупным античным малоазийским городам — Эфесу, Милету, Пергаму, — Миры возникли как колония во время великой греческой экспансии. Пика своего расцвета Ликия достигла в V веке до Р.Х., когда она вместе с Карией, Эгейскими островами и другими землями объединилась в сильное государство, известное как Родосский союз под гегемонией острова-государства Родос.

Нетипичная по сравнению с остальными греческими городами и государствами экономическая и политическая стабильность Родосского союза привела к тому, что он стал главным денежным центром Эллинистического Средиземноморья. Вместе с центром — Родосом — богатела и развивалась Ликия; однако благоденствие Родосского союза было погублено новой силой, смело заявившей о себе в античном мире, — римлянами. Интересно, что на сей раз завоеватели привели Родосский союз к покорности не грубой силой, а экономической «петлей»: римляне создали центр беспошлинной торговли на острове Делос, и сначала рухнула экономика Родосского союза, а затем и он сам. Прибрать к рукам бывшие земли союза римлянам не составило труда; так Ликия вошла в состав Римской республики, а позже — Империи. Формально она была какое-то время независима. Это явно льстило свободолюбивым ликийцам, имевшим древние традиции народовластия: в лучшие свои времена Ликийская лига объединяла двадцать три города, из них Ксанф, Пинара, Патары, Миры и Олимпос имели по три голоса в общеликийском собрании, на котором каждую осень избирали ликиарха — правителя Ликии. Однако довольно быстро независимость превратилась в эфемерность, и Ликия стала такой же провинцией Рима, как и все остальные.

Когда единая прежде Римская империя была разделена ее правителями на две — Западную и Восточную (ныне более известную, как Византия, но сами византийцы такого наименования не знали и называли себя римлянами, а свое государство — Империей ромеев, несмотря на то что она была по сути греческой), Ликия отошла к последней. Византийский период вновь отмечен расцветом Ликии, ее портов и торговых городов, но до прежнего уровня развития и полунезависимости она подняться уже не смогла, а затем и Византийская империя начала слабеть и сжиматься в своих границах: войны с варварами, арабами, славянами и норманнами медленно, но верно истощали ее; враг не раз появлялся под стенами столицы — Константинополя. Расположенная в Малой Азии Ликия также подвергалась регулярным нападениям различных врагов, по преимуществу мусульман; Миры не раз разграблялись и постепенно приходили в упадок. Оставшееся население города постановило, наконец, переселиться в более безопасное место, находящееся в тринадцати стадиях (трех километрах) от старых Мир.

Мощи чудотворца остались в разоренном городе под присмотром нескольких монахов. Чудесным образом святитель Николай явился кому-то из обитателей Мир и велел жителям вернуться; они не исполнили его наказ, и он сказал: «Что ж, коли так, я от вас уйду». Мирян не вразумило и это. Тогда, как свидетельствует многочисленная житийная литература, святитель явился священнику города Бари в Италии и сказал: «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы отправились в Миры, город Ликийский, да взяли оттуда мои мощи и, принеся сюда, положили в Бари, ибо не могу там пребывать на месте пустом; так изволилось Господу Богу моему». Итальянцы спешно и тайно подготовили целую морскую экспедицию и исполнили волю чудотворца: его мощи были перевезены из Мир Ликийских в Бари 9 мая 1087 года, где покоятся они и поныне.

Однако источники приводят целый ряд фактов, согласно которым перенесение мощей можно охарактеризовать и другим словом — похищение. Сама тайна экспедиции, соревнование с венецианцами, угроза убить охранявших мощи греческих монахов, наконец, мраморный саркофаг, некогда вмещавший в себя честное тело святителя, а ныне носящий на себе явные следы спешного и насильственного вскрытия (в частности, доподлинно известно, что проникшие в церковь итальянцы не смогли открыть его крышку — настолько она была тяжела; они варварски пробили стенки и через них извлекли мощи святителя) все это свидетельствует о многом; кроме того, в спешке похитители потеряли часть мощей, что вряд ли было бы возможно при более спокойных обстоятельствах; эти частицы были заботливо собраны воистину осиротевшими жителями Мир, слишком поздно осознавшими, какого духовного сокровища они лишились, и сложены в ларец, и теперь он хранится в историко — археологическом музее Анталии. Таким образом в церкви, где служил святитель Николай и где он был погребен, не осталось ни частицы его мощей. Греческая Церковь считает это событие прошедших веков ограблением, и потому праздник перенесения мощей из Мир в Бари не отмечает; вместо этого греки празднуют в августе день рождения святителя.

Прежде чем продолжить рассказ о современном состоянии Мир, вспомним, что этот город осиян славой беспримерного подвига мучеников — Крискента, Диоскорида, Фемистокла и многих иных, а также одного из первоверховных апостолов — Павла. По отправлении в свое четвертое миссионерское путешествие первой остановкой его на пути стали именно Миры.

И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него, — пишет святой Лука в Деяниях апостольских (Деян 27; 5-6). Пристань Андриак, откуда отплывал Павел, ныне разрушена, но Отдельные фрагменты римских построек еще видны, и в их числе — гранариум (зернохранилище).

Что же представляют собой Миры Ликийские? Теперь у этого города турецкое название — Демре, так как он уже почти тысячу лет находится под властью турок. Доступная для исследования часть древнего города находится чуть в стороне от основной застройки и является сейчас археологическим памятником. Большая же часть Мир занесена песком и илом Средиземного моря и реки Мирос, поверх заносов давно уже отстроились турки. Высоко на горе видны укрепления акрополя. Срезы гор источены многочисленными прямоугольными вытянутыми вверх отверстиями — это гробницы, в которых некогда покоились жители союзного Родосского государства; все захоронения давным-давно разграблены, в склепах нет даже костей, и только потолки до сих пор чернеют копотью от факелов грабителей.

Внизу расположены руины гигантского греко-римского театра II века. Двадцать девять его рядов вмещали некогда до десяти тысяч зрителей. В стороне от этого археологического парка и находится церковь Святителя Николая Чудотворца, вернее целый комплекс, состоящий из трех частей. Первая располагается на открытом месте и представляет собою раскопки древнего храма Артемиды, который был частью разобран, частью перестроен при возведении христианской церкви; там сохраняется камень с греческой надписью, упоминающей Артемиду. Рядом — руины, относящиеся к IV-V векам, по сути и являющиеся остатками той церкви, где служил и был погребен святитель Николай.

Руины церкви свт. Николая

Сохранились стены храма, местами кровля, остатки росписей и мозаик; наиболее интересно типично византийское тройное окно в апсиде. Рядом с руинами этой церкви стоит более поздняя постройка, ориентировочно VIII века; известно, что ее восстанавливали император Константин Мономах в XI веке, а в более позднее время — русские цари Николай Первый и Александр Второй. Сердцем всего храмового комплекса является саркофаг, в котором покоились мощи святителя Николая, хранящий на себе следы событий 1087 года: две его стенки выломаны практически полностью.

В целом картина безотрадная: кругом запустение, на престоле прикреплена табличка с просьбой не садиться, но турчанки ставят на него своих детей, чтобы сфотографировать их; по алтарю бродят туристки-европейки; снаружи предприимчивые турки распродают мешочки с землей из церкви, а на этих мешочках — изображение деда-мороза; возможно, при желании здесь можно и планшетный компьютер купить; только в ипостаси Санта-Клауса святитель Николай выгоден новым хозяевам Мир Ликийских: изображение пышнобородого деда в очках и красной «кока-кольной» шубе растиражировано по всему Демре.

И лишь один раз в году, 6/19 декабря, в день преставления святителя, в разоренный храм приносят антиминс, иконы, священные сосуды и греческое духовенство совершает Божественную литургию. Но внешнее — это одно; оно преходяще. Главное, что, как сказано в начале канона святителю Николаю, «Отечество свое, Миры Ликийские, не оставль духом, во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси. Темже тя молим, святителю Николае, моли Христа Бога, да спасет души наша». Духом святитель Николай не оставил родную страну, и целы еще камни храма, внимавшие молитвам великого угодника Божия.

Источник