«Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ…»

проповедь в Сочельник Рождества Христова (6 января н.ст.)

Рождество (вертеп)_икона 1_МАЛ«…Христос рождается в пещере, которая служила хлевом для животных. Бог, ставший человеком, лежит в яслях, то есть, кормушке, в этих грубо сколоченных, отполированных мордами животных досках – нашего ради спасения…

Рождество, пришествие Христа Бога в мир – это настоящее, подлинное чудо, потому что оно состоялось среди повседневности нашей обычной человеческой жизни.

И это – свидетельство другого, не меньшего настоящего чуда: благодать Христова способна давать нам силы, вдохновение и радость в обстоятельствах той повседневной жизни, в которой каждый из нас живет. Была бы только у нас самих вера в то, что в наш, падший, мир пришел всемогущий Бог…»

________________________________________________________________________

«Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ…»

проповедь в Сочельник Рождества Христова

Мы празднуем и вспоминаем событие Рождества Христова. 2000 лет назад Христос Бог родился на земле как человек, оставаясь при этом истинным Богом.

Рождение Христа Бога на земле разделило историю человечества на «до» и «после Рождества Христова». Можно говорить – на время «до нашей эры» и «нашей эры». Но отсчет этой некоей «нашей эры» все равно ведется от Рождества Христа.

В чем же заключается значение Рождества Христова?

Во всем мире известна картина рождественского вертепа с животными у яслей Чудесного Младенца и звездой над яслями. Она нас действительно умиляет, воспринимается как «рождественская сказка».

Но нам нужно идти глубже обычной радости при виде маленьких детей и животных. Подлинное чудо Рождества Христова заключается в том, что Этот Богомладенец – воплотившийся и пришедший в мир, к каждому из нас, Спаситель.

Почему, вообще, людям оказался нужен Спаситель?

Человек, Адам, был сотворен Богом по Своему образу и подобию, то есть, наделен такими созидательными, сильными качествами, которыми человек напоминает своего Творца. Но человек захотел такой жизни, в которой Бог – «необязателен»; человек горделиво понадеялся стать «вторым богом». Бог никого не принуждает быть с Ним. И благодатная сила Божия отошла от человека. Вместе с гордостью в человека вошли и другие страсти, образ Божий в человеке загрязнился. Врата рая – Эдема – затворились для человека, который был изгнан в этот мир. В жизнь человека вошли лишения и рутина, человеку стало свойственно умирать.

И вот, только с Рождением Христа Бога в городке Вифлееме рушится многовековая преграда, отделявшая человека от Бога и от Его живительной благодати. Потому что Бог Сам приходит к человеку в этот мир.

Как говорится в тропаре, который читался в дни перед праздником Рождества: «Готовься, Вифлеем, отверзися (откройся) всем, Эдем… Христос раждается, чтобы прежде падший восставить образ» — восстановить образ Божий в человеке, Своей благодатью.

В этом – смысл события Рождества Христова.

А что требуется со стороны человека, чтобы приобщиться к благодатной силе Христовой, которая возрождает в человеке образ Божий?

Следовать не своей воле, то есть, своим «хочу – не хочу», а воле Божией. Настолько часто, насколько получается, забывая, и вспоминая об этом, падая, и, не стесняясь, — вставая. Другого пути нет. Образ-то в нас пока – падший, и его нужно в себе восстановить.

Бог открывает нам Свою волю, Свои ожидания к нам через заповеди Евангелия, наставления святых отцов, советы священника. Наконец, — и через замечания, порой болезненные для нашего самолюбия, которые нам делают другие люди.

Если мы внутренне примем это слово наставления, которое, по своей сути, не от людей, а от Бога для нас исходит – будем уверены, что мы примем и Его благодать: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», — говорит Христос (Иоанна 14:23)…

Рождество (вертеп)_икона 2_МАЛАдам когда-то хотел стать богом по гордыне. А мы можем стать подобными Богу по благодати Божией, действующей в нас. Кажущийся парадокс: чем больше мы отказываемся от своей воли, тем больше мы раскрываем в себе образ Самого Бога.

И пример такого подлинного смирения и послушания воле Бога-Отца показывает нам в Своем человеческом рождении Сам Сын Божий – Христос. Вслушаемся в высокие и, вместе с тем, отражающие и «прозу жизни» человека слова канона праздника Рождества, звучащего на всенощных бдениях все эти дни: «Таинство странное – т.е. необычное (для Бога) – вижу и пре-славное»: Вертеп (пещера), в которой укрывались от холода животные, становится Небом!.. Ясли (кормушка для животных) вмещают в себя Младенца, Человека, Который, вместе с тем, есть Не-вместимый Бог!» (9-я песнь, ирмос).

Христос рождается в пещере, которая служила хлевом для животных. Бог, ставший человеком, лежит в яслях, то есть, в кормушке, в этих грубо сколоченных, отполированных мордами животных досках – нашего ради спасения… Это об этом говорит священник в отпусте в конце каждого богослужения в дни праздника Рождества: «В вертепе родившийся, и в яслях возлегший, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…»

И еще, каждый из нас, вдумаемся: насколько же я замарал в себе то сильное и доброе, что есть во мне от Бога, что Бог, приходя ко мне, приобщаясь к жизни падшего человека, претерпевает ради меня такое уничижение?..

Мы говорили, что некоторые воспринимают сегодняшний праздник только как некую «рождественскую сказку». Нет. Рождество, пришествие Христа Бога в мир – это настоящее, подлинное чудо, потому что оно состоялось среди повседневности нашей обычной человеческой жизни.

И это – свидетельство другого, не меньшего настоящего чуда: благодать Христова способна давать нам силы, вдохновение и радость в обстоятельствах той повседневной жизни, в которой каждый из нас живет. Была бы только у нас самих вера в то, что благодать Христова действует среди «прозы жизни»; вера, что в наш, падший мир, пришел всемогущий Бог.

А укрепит нас в этом молитва, исполнение воли Божией и, в том числе, духовное ликование, которое наполняет душу в дни праздника Рождества Христова.

Нет других ситуаций, в которых мы могли бы исполнить волю Божию, стать ближе к Небу, кроме как повседневных ситуаций. И именно через рутинные занятия, «прозу жизни» в нас вырастает духовный, обновленный человек.

Благодать Божия не «предназначена» только для храма и для занятия церковными делами; она призвана и способна освятить наше повседневное поведение, показать нам смыслы тех рутинных занятий и событий, которыми наполнена наша жизнь. Только для этого нужно помнить, что Христос с нами всегда: и в хлеву, если нужно; и у станка, и в вагоне метро…

А чем дольше человек живет христианской жизнью, тем больше он осознает, что сама житейская, повседневная составляющая его жизни является средством, а целью является соединение и общение с Богом.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума: этим светом (языческие волхвы), звёздам служащие, научились Тебе покланяться Солнцу правды» (тропарь праздника Р-ва).

Так, благодаря свету Христову, и мы – люди, сосредоточенные на повседневной стороне своих занятий, учимся прежде всего стремиться к Богу — подлинному Источнику всякого созидания и смысла в жизни человека.

Братья и сестры!

«Христос раждается – славьте!» (канон праздника Р-ва, 9-я песнь, ирмос). Бог стал человеком, чтобы человек вновь мог стать образом и подобием Божиим. Спаситель пришел на землю, Спаситель, который так нам нужен.

Аминь.

чтец Вячеслав Приходько,

студент СПб Духовной семинарии