О цели христианской жизни. Беседа св. Серафима Саровского с Мотовиловым (в сокращении)

Публикуется ко дню памяти преставления преподобного Серафима 15 января (н. ст.)

«…ПСерафим Сар_хор. икона_МАЛредставьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом…»

О цели христианской жизни.

                   Беседа преподобного Серафима Саровского                   с Мотовиловым

(в сокращении)

Преподобный Серафим Саровский, † 15 января 1833 г. (по новому стилю), — один из самых почитаемых русских святых. После многих лет подвижнической жизни, по воле Божией, он вышел на путь особого старческого служения, принимая тысячи людей… Во время своей беседы с пришедшим к нему помещиком Мотовиловым о цели христианской жизни прп. Серафим поделился с ним не только своим духовным опытом, но и благодатной силой Духа Святого, носителем которой он был.

Мотовилов в своих записях передал для нас мысли самого прп. Серафима:

«…Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни,… они… служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого

…Стяжание все равно что приобретение…Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный…

…Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает»…

…Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва… на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику… Молитвою мы с Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся…

Богородица прп. СерафимуСтяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают… Дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте…

…Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает… Богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати чем более раздается, тем более приумножается у того, кто его раздает…

…Желал бы я, ваше боголюбие, чтобы… вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если – в Духе Божием, то, благословен Бог! – не о чем горевать: хоть сейчас – на страшный суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию…

…Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее Даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в Таинстве Крещения… В том… беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием [духовном разуме],.. а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в [различных] мерах грешными… людьми. Но…те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и недопускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи, приидти к Нему, Спасителю нашему,.. презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их, такие люди являются потом действительно пред лице Божие паче снега убеленными Его благодатию. «Приидите»,– говорит Господь: «и аще грехи ваши будут, яко багряное, то яко снег убелю их».

Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом безценных [искупительных] заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко [Богу-]Отцу: Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаянность эту!…

…Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию Божиею и как распознать ее и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека… Так,.. [царь и пророк] Давид… [в одном из своих псалмов как бы говорит:] если бы не… благодать Духа Святого… просвещала меня во тьме забот, сопряженных с[о]… званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни…

***

[Я спросил прп. Серафима, — пишет Мотовилов о себе, -] я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?..

… Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь… в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

О. Серафим сказал: – Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть… Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь – Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну [на которой происходила беседа], и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…»

Так преподобный Серафим сам просиял, и Мотовилова сподобил просиять тем светом благодати Божией, которым просиял Сам Христос во время Своего Преображения на горе Фавор. Вот как продолжалась их беседа:

«– Что же чувствуете вы теперь?! – спросил меня о. Серафим.

– Необыкновенно хорошо,– сказал я.         – Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

– Это, ваше боголюбие, – сказал батюшка о. Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам…»

…Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие?

Я отвечал: – Теплоту необыкновенную.

…Заметьте,.. ваше боголюбие,… ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих… Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза [мороза]…

…Так-то, ваше боголюбие, все я вам сказал теперь и на деле показал, что Господь и Божия Матерь через меня, убогого Серафима, вам сказать и показать соблаговолили…

…Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого!..»

***

Таковы выдержки из записи беседы прп. Серафима, которые мы хотели привести. 

И у нас, в отличие от Мотовилова, как раз-таки может возникнуть вопрос:  пожалуй, никто из нас не видел того благодатного света, который сподабливаются видеть прп. Серафим и другие подвижники.  Так что же, неужели мы никогда не бываем в благодати Духа Святого?

Нет, каждая молитва, каждое благое дело, ради Христа совершаемое, дает нам благодать определенной силы. А, по милости Божией, бывают у нас и такие редкие моменты, когда мы бываем в особой благодати Духа Святого. И, во многом, ощущаем то же, как ощущал преподобный Серафим, пусть и слабее. В такие моменты мы, подобно преподобному Серафиму и Мотовилову, не замечаем, тепло нам или холодно; сколько времени мы стоим на молитве, мы чувствуем особый мир в душе, ясность ума и силу духа.

Если нам кажется, что такие состояния бывают часто – это говорит о том, что мы – в прелести; если же их совсем еще у нас не бывает или они бывают крайне редко – вспомним те наставления, которые дает преподобный Серафим для стяжания Духа Святого: о приумножении добрых дел, причем – именно ради Христа совершаемых; и об упорном искании Духа Святого, несмотря на свои узы греховные…

 

Полный текст беседы