О цели христианской жизни. Беседа Серафима Саровского с Мотовиловым в сокращении

Публикуется ко дню памяти преподобного Серафима 15 января (н. ст.)

«…ПСерафим Сар_хор. икона_МАЛредставьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом…»

——————————————————————————-

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых в России. 15 января по новому стилю празднуется день его преставления, а 1 августа – его прославление в лике святых и обретение его мощей.

Много лет иеромонах Серафим провел в подвиге, а затем, по воле Божией, он вышел на путь особого — старческого — служения, принимая тысячи людей… Так на нем самом исполнились его собственные слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Несмотря на все скорби своей жизни он настолько жил Богом, что в течение всего года искренне и с любовью говорил приходящим к нему людям: «Радость моя, Христос воскресе!» В то время как у нас искренней пасхальной радости обычно хватает: у кого – только до дня Святой Троицы, а у кого — только на время Светлой седмицы…

***

Хорошо известна беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». Приведем некоторые поучения и слова самого преподобного Серафима, сказанные им во время этой беседы:

«Всё… не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: « кто не собирает со Мною, тот расточает»».

 Преподобный Серафим говорил еще: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни,… они… служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».    «Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный».       Говоря о благодати, батюшка Серафим так пояснил написанный царем Давидом 118-й Псалом (105-й стих): «Если бы не… благодать Духа Святого… просвещала [Его] во тьме забот, сопряженных со… званием   [его] царского сана, то откуда бы [он] взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни»!

Преподобный Серафим продолжал: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва… на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому, и бедному;…  и сильному, и слабому;  и здоровому, и больному;  и праведнику, и грешнику».  Богородица прп. Серафиму «Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, «торгуйте» теми из них, которые вам больший прибыток дают… Дает вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост — поститесь; более дает милостыня, милостыню творите».

И добавил: «Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возженной, которая и сама светит,… и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает… Богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати чем более раздается, тем более приумножается у того, кто его раздает».

Батюшка Серафим упомянул и об утрате человеком благодати: «Что может быть выше всего на свете и что драгоценнее Даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в Таинстве Крещения… В том… беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в [познании] Бога,.. а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего… Но…те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и недопускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи, приити к Нему, Спасителю нашему,… нудятся расторгнуть узы их, — такие люди являются потом действительно пред лице Божие паче снега убеленными Его благодатию». Ведь «Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце… Божественным светом безценных [искупительных] заслуг Христовых».

…Желал бы я, ваше боголюбие, [- говорил преподобный Серафим Мотовилову, -] чтобы… вы… всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если – в Духе Божием, то… хоть сейчас – на страшный суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый… Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатью».

***

Во время беседы с Мотовиловым прп. Серафим не только говорил о стяжании благодати Духа Святого, но и поделился той полнотой благодати, которую имел сам, с Мотовиловым. В своих воспоминаниях Мотовилов с трудом подыскивает слова, чтобы передать то, как это происходило:

«Отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: Мы оба теперь… в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: Не могу, батюшка, смотреть, потому что… лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

Отец Серафим сказал: Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть… Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом».

Так святой Серафим Саровский сделал ощущаемой и видимой для Мотовилова ту полноту благодати Божией, которую он имел в себе. Преподобный Серафим просиял перед Мотовиловым тем нетварным светом благодати, которым Сам Христос просиял во время Своего Преображения на горе Фавор перед апостолами. Которые воскликнули: «хорошо нам здесь быти» (Матфея 17:4).

И Мотовилов воскликнул, обращаясь к преподобному Серафиму: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу». На что батюшка Серафим ответил ему: «Это… тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, — Я даю вам». Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие?…

— Теплоту необыкновенную. И батюшка отец Серафим сказал:… Заметьте,… ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих… Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза».

***

Таково свидетельство преподобного Серафима Саровского о полноте благодати Духа Святого. Мы не имеем такой благодати. Но, по милости Божией, и у нас бывают моменты, когда мы ощущаем особую для нашего духовного состояния благодать. В такие моменты мы, подобно преподобному Серафиму и Мотовилову, не замечаем, тепло нам или холодно; не замечаем, сколько времени мы стоим на молитве. Мы чувствуем особый мир в душе, ясность ума и силу духа.

Если же такого состояния у нас не почти не бывает – вспомним те наставления, которые дает преподобный Серафим для стяжания благодати Духа Святого: о приумножении добрых дел, причем, именно ради Христа совершаемых. И об упорном искании Духа Святого, несмотря на «узы» своих страстей.

Полный текст беседы