Размышления над притчей о мытаре и фарисее

Вчера вечером мы слышали канон недели о мытаре и фарисее. Мы ведь как привыкли — однозначно осуждать фарисея. Ух он гордец, а как осуждает ближнего, ну просто безобразие какое-то. То ли дело мытарь, бьет себя в грудь и чувство покаянное имеет. Да и с молитвы его: «Боже милостив будь ко мне грешному,» — мы начинаем свой день. А что говорит нам Церковь? Я вчера не мало удивился, услышав канон читаемый на утрени: «Фарисеевы добродетели потщимся подражати». Т.е Церковь нам говорит, чтоб мы подражали фарисею в его добродетелях. А ведь он не лукавит: «я, — говорит, —  не обидчик, — т.е никого не обидел, — не грабитель, — это значит, что ничего чужого не брал, — не прелюбодей,» — это о многом говорит, что он сохранил даже, может быть, чистоту помыслов. «Пощусь,- говорит,- два раза в неделю, (а мы это делаем?) и даже более того, — от имения своего, т.е от своей прибыли, а он чем-то занимался, —  десятую часть отдаю Богу»….
Вот, потому-то Церковь в своих песнопениях нам говорит, давайте научимся подражать добродетелям фарисея… Но и «поревновати мытареву смирению».
Потому что добродетели хороши, но без смирения неполноценны. Фарисей просил Бога поступить с ним по справедливости, а мытарь — по милости. Мы ведь с вами об этом редко задумываемся. Потому что по справедливости, если мы действительно будем просить об этом Бога, нам дано будет очень мало, если вообще чего-то получим (в лучшем случае).
А по милости нам обещано Царство. «Боже, милостив будь ко мне грешному».

прот. Евгений Палюлин