Благовещение Пресвятой Богородицы

blagoveshenie2Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородице. Мы вспоминаем ту Благую весть, которую Архангел Гавриил возвестил Деве Марии и которую род человеческий ожидал на протяжении тысячелетий…

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородице. Мы вспоминаем ту Благую весть, которую Архангел Гавриил возвестил Деве Марии и которую род человеческий ожидал на протяжении тысячелетий.

Да, люди ждали этого события; ждали, потому что в самом начале человеческой истории сразу после грехопадения Господь сказал, что семя Жены сотрет главу змия. Но всем хорошо понятно, что у жены, у женщины не может быть семени, и эти слова означали только одно – что Некто, рожденный женой, рожденный девушкой без мужа, рожденный чудесным, сверхъестественным образом, искупит грех Адама и вернет людям утерянный рай. Вот это древнее обетование Бога людям называется «Первоевангелие». «Евангелие» в переводе с греческого языка означает, как вы знаете, «благая весть», а Первоевангелие, обетование Господа о том, что семя Жены сотрет главу змия, — это первая в истории Благая весть о пришествии Сына Божия в мир, Который сотрет главу змия, то есть обезглавит его, лишит его главенства, власти над родом человеческим. Искуситель, который первым людям явился в образе змия, был очень активен в человеческой истории, и люди в течение долгих веков ожидали избавления от его власти. И в первую очередь это ожидание было присуще еврейскому народу, ибо к ним было обращено Слово Божие, которым Господь через пророков еще неоднократно свидетельствовал о Своих намерениях спасти род человеческий.

И этим ожиданием жил ветхозаветный Израиль, хотя в его истории все было далеко не безоблачно, и духовно-нравственное состояние людей оставляло желать лучшего. Но все-таки ждали избавления, ждали Мессию. Люди просвещенные и богодухновенные понимали, что спасение должно прийти как освобождение духовное от внутреннего рабства дьяволу, но люди более мирские и меркантильные представляли себе спасение как избавление от исторических неприятностей – от завоевания римлян, от необходимости платить им налоги. Они представляли, что Мессия въедет в Иерусалим на белом коне, как земной царь, победитель, триумфатор. То есть по-разному они, конечно, представляли себе это избавление, но ожидали его все.

О событии Благовещения мы знаем из повествования евангелиста Луки. Но вот возникает такой вопрос: а он-то, евангелист Лука, откуда об этом узнал? Ведь кроме Девы Марии и Архангела Гавриила в этот момент больше никого не было. Здесь, конечно, мы можем с большим основанием полагать, что Матерь Божия сама рассказала евангелисту о том, что с Ней произошло, — как рассказала Она ему, видимо, и многие другие эпизоды Своей жизни, о которых другие евангелисты не повествуют: и о Своей встрече с Елизаветой, и о Рождестве Христовом в Вифлееме, и о поклонении пастухов и о встрече, или, как мы говорим, о Сретении сорокадневного Младенца Христа праведным Симеоном-Богоприимцем, и о посещении Святым Семейством Иерусалима на праздник Пасхи, когда Христос был еще двенадцатилетним подростком. Вот все эти подробности из сокровенной, семейной жизни Матери Божией, отображенные в Евангелии от Луки, отсутствуют у других евангелистов. И свидетельствуют они о том, что Матерь Божия, конечно, Сама поведала евангелисту Луке многое, что было сокрыто от глаз человеческих. Вот, кстати, почему в церковной традиции апостола Луку называют первым иконописцем, который написал икону Божией Матери, и что якобы та икона, написанная евангелистом Лукой, является первообразом, с которого уже писались Владимирская, Иверская и многие другие почитаемые у нас иконы Божией Матери. Но это предание, конечно, не стоит понимать буквально – две тысячи лет тому назад еще не существовало такого иконописного художественного стиля в нашем понимании, потому что те канонические образа, к которым мы обращаем свой взор при молитве, появились значительно позже, и традиции, и иконописные школы появились значительно позже. И поэтому даже если бы евангелист Лука как-то и изобразил Матерь Божию, то его творение в любом случае не могло послужить основой многих дальнейших, привычных нашему глазу, икон. Но это предание следует понимать следующим образом: образ Божией Матери, но только образ не иконописный, не художественный, а образ словесный мы черпаем в первую очередь из Евангелия от Луки. Наше представление о Божией Матери, некоторые события из Ее жизни – все это в нашем сознании формировалось именно на основе свидетельств Евангелия от Луки. Именно апостол Лука в своем Евангелии более всех остальных евангелистов сказал о Матери Божией. Он запечатлел Ее словесный образ, и, в частности, именно из Евангелия от Луки мы знаем о событии Благовещения. И знаем мы вот что: Архангел Гавриил был послан Господом в город Назарет к Деве, обрученной Иосифу. Иосиф был из рода царя Давида, это был царский род, но только оскудевший, потому что понятно, что потомки царской династии ремеслом плотника обычно не занимаются. Архангел Гавриил приветствует Деву Марию удивительными словами – он Ей говорит: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Она удивляется такому приветствию – почему он называет Ее Благодатной, то есть исполненной благодати Божией? Это слово вообще не имело в Ветхом завете широкого распространения, а здесь Архангел применяет его к Ней, и затем продолжает: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, а даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». Конечно, в ответ Дева Мария выразила вполне естественное недоумение: ведь Она же не выходила замуж за Иосифа, и поэтому Она и спрашивает: «а как же это будет, когда Я мужа не знаю?» И тогда Архангел Гавриил говорит Ей необычные слова, которые ни один из небесных вестников никогда не говорил ни одной женщине. Он Ей говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». То есть не просто Она родит ребенка, а Сына Божия. И тогда Она со смирением сказала Архангелу те слова, которые Господь долго ждал от людей. Она сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Вот это история события Благовещения, описанная у евангелиста Луки. В чем же смысл этого события? А смысл его мы находим в сегодняшнем апостольском чтении, в отрывке из 2-й главы апостола Павла к Евреям. Апостол пишет: «Ибо и освящающий, и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями…» Кого же Господь называет Своими братьями? Да нас с вами. Значит, через Благовещение, через Боговоплощение, через пришествие в мир Христа мы стали Ему кровными родственниками. И далее апостол пишет: «И как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…» Бог стал плотью и кровью человеческой, чтобы нас спасти и обожить, и чтобы мы это не забывали и ощущали, Он оставил нам величайшее таинство, таинство Евхаристии, в котором мы соединяемс с Плотью и Кровью Христовыми так же, как и Он соединился с нашей человеческой плотью и кровью. Вот в чем суть, смысл Благовещения – в восприятии Христом человеческой природы. Он кровью соединился с нами, стал одним из нас, нашим братом, как говорит апостол Павел.

И еще об одном нужно сказать. Как мы поем в тропаре Благовещения, этот праздник, это событие – «главизна нашего спасения», то есть начало нашего спасения. И на Руси в память о том, что в этот день было положено начало освобождению рода человеческого от коварства дьявола, когда люди получили реальную возможность противостоять темной силе, был такой очень хороший обычай: покупать у ловцов птиц и в этот день выпускать их из клетки на волю. Так же, как Господь отпустил нас на свободу. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья», но потом добавляет: «Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». И праздник Благовещения Пресвятой Богородице – это и есть напоминание о свободе, которую даровал нам Господь, а также повод задуматься о том, как нам этой свободой надо распорядиться.

Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Глебова