«Подлинно научное исследование может быть только честным». О науке и о духовной жизни

Весы и гирьки разных размеровВ духовной жизни человек не только исследует и творит, но и сам становится объектом животворящего воздействия на себя. Если его «научное исследование» — это честное исследование…

В духовной жизни человек познает и преображает самое неуловимое для «объективной» науки: неповторимую человеческую личность, свои ценности и жизненные цели…

—————————————————————————————————-
***

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда», — говорится в пословице. Для овладения любым знанием человеку нужно потрудиться. А затем наступает самое сложное: нужно научиться использовать полученные знания на практике, приобрести определенные умения.

Одно дело – изучить законы физики на теоретических примерах, другое – применить эти знания при строительстве корабля, например. Одно дело – изучить взгляды литературоведов на произведения Толстого, а другое – самому прочувствовать стиль, приемы, которые писатель использовал при написании того или иного своего произведения.

В этих примерах мы говорим об «объективной» науке и ее приложении к жизни, в технической ли сфере, или в области искусства.

Но, пожалуй, нет более сложной «науки» и искусства, чем духовная жизнь, которая и составляет суть Православия.

Духовную жизнь можно назвать «наукой из наук» и «искусством из искусств», потому что задача духовной жизни – самая сложная для человека задача: познать и раскрыть в себе все то сильное и доброе, что заложено в каждом человеке Творцом; познать и очиститься от всего гнилого и разрушительного, что также, к сожалению, свойственно человеку с момента грехопадения наших прародителей в раю.

И именно поэтому чисто теоретическое, «интеллектуальное» знание основ православной веры и культуры, интересных обычаев — это «мертвый» груз; как и в технике, и в искусстве, оно дает свой плод только тогда, когда человек применяет это знание. А это значит – когда человек стремится жить православно, «ходить пред Богом» в своей повседневной жизни.

В «духовной науке» человек познает и преображает не материальные предметы и даже не столько особенности человеческой психики, а — самое важное, и при этом, самое неуловимое для «объективной» науки: неповторимую человеческую личность, свои ценности и жизненные цели.

И отсюда следует, что человек сам до конца не может посмотреть на себя со стороны, не может изменить себя, как он может это сделать, допустим, с куском дерева или стилем литературного произведения. Познание человеком своего подлинного лица и перерождение самих основ самого себя возможно только с помощью Божией, Его благодатной силы.

В духовной жизни человек не только исследует и творит, но и сам становится объектом животворящего воздействия на себя Творца с большой буквы – Бога. Если человек хочет этого. И если пробует использовать главный «метод» духовной науки – молитву, то есть обращение ко Христу как Живому Богу, как к Своему Творцу, как к Личности, с Которой можно вступить в реальное общение.

В этом – радостная весть для всех, кто хочет по-настоящему встать на путь духовного делания: вести духовную жизнь – не значит заставлять себя «из-под палки» исполнять заповеди как что-то непонятное и чуждое. Духовная жизнь – это познание Бога, а в Его свете – познание себя. Только нужно не отвергать голос правды Божией, когда он явно обращен именно к нам, в той или иной жизненной ситуации.

Это может быть голос нашей совести, или вспомнившаяся похожая ситуация из Евангелия (поэтому так полезно его читать) или слова другого человека, который часто со стороны может посмотреть на нас, в определенной степени, «объективно».

И в том случае, когда правда Божия противоречит нашей собственной «правде» — сделать честный и осознанный выбор: какую правду предпочесть… Подлинно научное исследование ведь всегда должно быть честным.

Если мы предпочитаем «оставить все как есть» — мы остаемся наедине с самим собой. Если же мы мужественно признаем, что нам необходимо измениться – мы делаем шаг к истине, ко Христу Богу, Который есть не просто Установитель физических и нравственных законов, но Сам есть Истина, Путь к Истине и Подлинная Жизнь (см.: от Иоанна 14:6). И поэтому Христос в силах даровать нам познание истины и полноту жизни.

чтец Вячеслав Приходько,
студент СПб духовной семинарии