Мы в ответе за то, что нам даровал Бог

Состоялась очередная Евангельскаяa-3976-3988 встреча, на которой мы обсуждали притчу «О талантах». Данная притча чем-то схожа с уже рассмотренной нами притчей «О неверном управителе»…

Притча о талантах (Мф. 25, 13-30)

Менеджеры Бога

Сейчас можно встретить множество статей и книг о том, как сохранить и приумножить свой капитал, свои сбережения. Данную притчу можно назвать «инвестиционной», но в ней идет речь не о деньгах, хотя в качестве примера используется, так скажем, эпизод экономических отношений между хозяином и его подчиненными.

Эта притча об ответственном отношении к жизни. Наша ответственность зачастую ограничивается ответственностью перед тем, кто стоит выше нас — начальник, родитель, закон и пр. Однако человеку тяжело постоянно чувствовать на себе груз ответственности, и иногда он может ответить: «Это мое личное дело»,- то есть, появляется некая область, куда мы не хотим пускать посторонних, где мы сами устанавливаем правила, законы и сами же следим за их исполнением, ослабляя, ужесточая или отменяя то, что нам не нравится в данный момент. Несмотря на то, что мы имеем эту личную область, в которую не собираемся пускать кого угодно, нам придется понести ответственность и за нее, ведь мы не сможем сказать Богу: «Господи, это было мое личное дело, в которое я попросил бы Тебя не вмешиваться и за которое я не обязан ни перед кем отчитываться».

Притча называется о талантах, хотя центральной фигурой является хозяин, который раздает эти таланты по своему усмотрению, каждому столько, сколько тот сможет реализовать.

Христос говорит о реалиях жизни своей эпохи — рабы принадлежали хозяину и должны были трудиться во благо своего содержателя, но в данном случае это не чернорабочие рабы, а, так скажем, управители, менеджеры, которые обладали большой свободой действия.

Стартовый капитал

Талант в нашем понимании — это некая одаренность человека, но такая интерпретация данного термина является результатом культурного осмысления рассматриваемой нами притчи. Талант — это денежная единица, она равна 6000 динариев, так что рабы имели на руках заработную плату за 15, 30 и 75 лет соответственно, что составляло солидный стартовый капитал. В нашем случае этот стартовый капитал для получения прибыли- это все, что мы имеем в своей жизни: пища, здоровье, окружение, воздух, огонь земля и вода.

Господь дает каждому столько, сколько необходимо. Возможно, если бы получившему пять талантов дан был один, многие силы его были бы не задействованы, и наоборот, если бы получивший один талант получил бы пять, для него эта ноша была бы невыносима. Господь каждому дает по его возможностям, не возлагая непосильное бремя, которое мы иногда сами берем на себя. Каждому Господь дает то, что ему полезно и что тот сможет употребить себе во спасение: рост, отвагу, красоту и пр. У нас на кухне есть множество посуды, и найдя, среди нее самую большую кастрюлю, нельзя утверждать, что она самая хорошая и важная, из нее, например, неудобно будет пить чай… Посуда разная, предназначена для разных целей, и ее размер не говорит о том, что одна более ценна, другая менее.

Бог дает нам дары не для того, чтобы мы сравнивали их, считая кого-то лучше или хуже, а для того, чтобы мы умножали их, действовали в своей жизни конструктивно, используя таланты для получения прибыли для Бога, Церкви, для достижения Царства Божия имея память о том, что за все придется дать ответ.

Рабы и воины того времени могли иметь клеймо или татуировку на лбу, которая указывала на их принадлежность хозяину или роду войск. Христианин также имеет клеймо — в таинстве миропомазания каждому даются духовные дарования через начертания на различных органах крестного знамени, и это знамя не смывается ничем. Крест, начертанный на нас, по отшествии нашем станет нам благословением, если мы использовали свои таланты честн,о или станет осуждением, если мы руководствовались в нашей жизни ценностями, не имеющими отношения к Евангелию, и расточали или зарывали данные нам таланты.

Пока мы по-настоящему не осознаем, что все «наше» действительно не наше, а даровано нам Богом, мы не сможем быть хорошими распорядителями вверенных нам даров. Бог дает нам дары и свободу действий, но напоминает, что перманентного состояния в духовной жизни быть не может, она всегда или рост или падение : зарыть и спрятать — значит потерять все.

Отчет души

Господин возвращается, но, уходя, не открывает рабам времени своего пришествия, а значит, они были обязаны тут же вложить эти деньги в дело и получать постоянную прибыль, чтобы дать отчет о вверенном капитале в любую минуту — все это тема Второго пришествия. Задача рабов не отсрочить время пришествия хозяина, а приготовить ему должную встречу в день, который неизвестен, а это значит, в каждую минуту.

Как готовиться к пришествию Христа нам совершенно ясно — молитва, покаяние, изменение своей жизни и любовь, ведь недаром Христос сразу после этой притчи рассказывает другую, притчу о страшном суде (Мф. 25, 31-46). Христос вручает нам таланты и уходит, но оставляет нас наедине с нашими ближними, в лице которых неразлучно пребывает с нами, особенно в тех, кто нуждается в нашей помощи. А значит, Господь будет судить нас не только за преступление заповедей, но и за бездействие, недостаточность наших действий — имея сокровище, мы скрыли его, зарыли, не использовали тогда, когда оно могло спасти человеческую жизнь или даже душу.

Аудит и налоговая инспекция — то, чего боятся многие предприниматели, поскольку выявляют истинное положение финансовых дел, которое зачастую не так благополучно, как кажется. Наступит время, когда и нам придется дать ответ за предоставленные нам «духовные финансы», за таланты. Несмотря на то, что мы верим во всеобщий суд, эта вера часто ограничивается интеллектом, а живем мы так, как будто подотчетны только себе, так нам спокойнее жить, но этот самообман приводит к погибели: «Мирские люди бегают помышления и воспоминания о смерти, чтоб не пресекать своих чувственных утех и наслаждений, которые не совместимы с памятию смертною… Зато, когда придет время разлучиться с жизнию и со всеми любимыми вещами и утехами, они непомерно мятутся, мучатся и ужасаются» (прп. Никодим Святогорец).

Высокий доход

Первые два раба продемонстрировали свою готовность служить господину, и это говорит об их усердии. Ведь притча о талантах в Евангелии от Луки (Лк. 9, 13-21) звучит несколько иначе — там все получили одинаковое количество денег, но принесли разную прибыль — все зависело от их усердия работать господину. Однако и здесь кроется некая опасность: даже осознав, что все, что мы имеем, есть не наше, но Божий дар, мы все равно можем в своем гордом сердце воздвигнуть себе памятник как замечательным управителям Божиих талантов; и здесь важно вспоминать слова Пс. 113: «Не нам, не нам, но имени Твоему…» Да и по большому счету, умножение даров происходит не по нашим только силам, но помощью Бога — синергия, соработничество — мы только движемся в сторону Бога и исполнением Его воли даем Ему место в нашей жизни , таким образом преумножает таланты Сам Господь в соработничестве с нами. Мы рабы Божии и становимся ими по своему желанию, приняв крещение и обеты Христу. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 6, 20-23).

Беспроцентный вклад

Возможно, третий раб просто позавидовал тем, кому было дано больше талантов, и вместо того, чтобы поблагодарить господина за оказанное доверие (ведь раздающий такие суммы скорее всего имел десятки или даже сотни рабов и не одного управителя) и начать трудиться, он, снедаемый своей завистью, назло хозяину зарывает данные ему деньги. Мы должны, наоборот, радоваться, если видим кого-то рядом более одаренного, чем мы, и использующего эти дары во славу Христа. Здесь появляется еще одна тема — благодарность и зависть.

Третий раб на самом деле тоже начал трудиться, он закопал талант, а вырыть ночью глубокую яму в каменистой почве Палестины не так уж и просто. Несмотря на то, что он трудился в поте лица. закапывая деньги, Господь называет своего раба ленивым, но ленивым потому, что тот работал так, как ему казалось правильнее, не так, как ему было заповедано господином; он поступил по своей воле, а не по воле хозяина своего и хозяина денег, которые были даны ему для преумножения. Мы часто поступает так же: зная волю Христа и Его ожидания, мы поступаем так, как хотим, как нам кажется удобнее и правильнее в конкретный момент времени. По сути, это восстание против воли Бога, непослушание Ему, что является еще одной темой данной притчи. Третий раб, используя талант по своему усмотрению, пытается стать «сам себе господин», и именно этот грех восстания выявляется и осуждается в притче.

Господин говорит: тебе надлежало отдать деньги торгующим, ведь в то время ростовщики брали деньги под 6%, а давали под 12%… Господин выиграл бы на этом хоть что-то. Однако раб поступает своевольно и не желает рисковать, он использует более надежный в то время способ сохранения имущества.

Данную притчу можно рассматривать на примере любого дара, например, веры. В древности деньги закапывали, а когда нужна была какая-то часть, приходили и, выкопав все, брали необходимое, закопав остаток — никто не знал, где твои деньги, и человек обращался к ним по мере надобности, никому не открывая и не показывая их наличие… Часто мы поступаем так с верой, считая, что вера — это область наших личных интересов, в которую нет нужды посвящать окружающих : мы зарываем веру в землю, в то время как о ней должен знать каждый встретивший нас в своей жизни человек. Возможно, наша живая, открытая, а не личная — закопанная — вера сможет изменить кого-то из нашего окружения или просто случайно встретившегося нам где-то.

Интересно задаться вопросом: а что было бы, если б третий раб вложил данный ему талант и потерпел неудачу? Раб считал своего господина злым, так считают и многие люди, видя в Боге не милующего Отца, а небесного карателя, инквизитора… Я склонен думать, что Господь оправдал бы этого раба, дал бы ему еще один шанс, еще один талант… Господь не приемлет нашей духовной лености… Мы, не трудясь, хотим обогатиться и принести Богу на суд нашей жизни все данное нам в первозданном виде, пронести через жизнь, не использовав или использовав только для себя.

Третий раб стремится оправдать себя, но это оправдание лишь показывает его непослушание, и оправдывая его, он обвиняет не просто обстоятельства, а самого господина, обвиняет его в жестокости. Мы часто не хотим признавать свои ошибки , возлагая вину на окружающих и на Бога, но в попытке оправдать себя часто кроется собственная лень, эгоизм и самолюбие.

Большое количество людей, подобно третьему рабу, имеют искаженное понимание образа Бога , вследствие чего выстраивают с Ним неправильные отношения. Третий раб в отношениях с господином вообще не действовал как верный слуга, он боялся не оскорбить хозяина, а страшился быть наказанным.

Слушатели Христа могли оправдать закопавшего талант, ведь он поступил надежно, а первые два раба слишком рискованно, и то, что они не потеряли всего, можно расценить как удачу. Но! Разве господин не мог сам зарыть этот талант, если бы действительно этого хотел? Ленивый раб зарывает деньги с мыслью о том, что при отдаче их, не получив ничего с них, он договорится с господином. Многие так же поступают с Богом, думают, что покаются перед смертью, договорятся с Богом тогда, когда Он придет к ним. Свт. Тихон Задонский пишет об этом следующее: «…Бесспорно, что должно и при смерти каяться, наипаче и молиться, и Бога с усердием призывать; но до смерти отлагать покаяние есть прелесть ума, нерадение о спасении и козни диавола, который такую мысль в сердце человека влагает и учит закон Божий бесстрашно нарушать, Бога прогневлять и покаяние день ото дня отлогать, чтобы так человека незаметно погубить».

Подводя итог, можно сказать, что данная притча учит нас использовать все данное Богом в Его славу, ради ближних, служение которым и есть служение Господу, приобретение для Господа… Наша жизнь как жатва, надо использовать каждый час при жатве и все данные нам приспособления для жатвы, иначе, все имея, но ничего не делая, можно потерять и то, что мы, казалось, имеем.

Беседа была проведена по материалам книги «Истории рассказанные Христом» прот. Владимира Хулапа.