Равнодушие и жизнь во Христе…

Состоялась очередная Евангельская встреча на которой мы обсуждали Новозаветные притчи. В этот раз перед нами предстал образ врага, ставшего другом и пример видимой духовности, которая по существу оказалась ложной — мы обсуждали притчу «О милосердном самарянине». Эта притча в первую очередь о человеческом равнодушии и о том, что духовная жизнь не может ограничиваться посещением богослужений и чтением молитвенного правила, она должна проявляться в служении Богу через людей вне зависимости от их звания, происхождения и пр.

Центральной темой обсуждения стал вопрос «Кто такой ближний?» С точки зрения Ветхозаветных учителей ближними являлись соседи, родственники и соотечественники, но Христос говорит о совсем ином понимании данного термина. Ближний это тот, кто сотворил милость и тот, кто нуждается в нашей милости… Проживая очередной день нашей, как нам кажется однообразной жизни, а однообразным мир вокруг себя мы делаем сами, нам необходимо обратить внимание на всех кто встретился нам на пути. Среди этих людей наверняка попадутся те, кто нуждается в нашей помощи. Если мы христиане, то почему не поступаем так, как говорит нам поступать Христос? Господь ежедневно стучит в наше окаменелое сердце и не может достучаться… мы всегда находим оправдание своей пассивности. Вместо того, чтобы принести в пункт приема помощи для пострадавших от военных действий на Юго-Востоке Украины хотя бы пару килограмм крупы, мы убеждаем себя, что это не поможет, надо чтобы стороны соблюдали «Минские соглашения». А что если каждый житель нашей страны, коих более 146 млн. принесет хотя бы одну пачку макарон? Нет… нам проще оправдать себя тем, что мы ничего не можем и помочь бедной старушке должны депутаты Госдумы, а не кто-то из христиан. Самарянин, человек, которого ненавидели иудеи, для которых он язычник и полукровка, учит духовную элиту того времени, а вместе с ними и нас истинной и бескорыстной любви. Он не берется исправлять весь мир, не борется с преступностью на общегосударственном уровне и не организовывает госпиталь для тех, кто попался разбойникам — он помогает в конкретный момент конкретному человеку: «и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк. 10, 34). Господь говорит каждому из нам — «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37).

Негативный пример притчи, это священник и левит. Оба служителя Иерусалимского храма не оказали милости умирающему, а значит вся их «духовность» не имеет ничего общего с настоящей верой в Живого Бога. Они оказались религиозными «профессионалами», чья духовность ограничилась знанием устава, священного языка и исполнением предписаний. Но! Нам важно помнить, живая, настоящая вера проявляется в человеке через его отношение к окружающим и отнюдь не к тем, кто любит нас, а в первую очередь к тем, кто не даст нам за нашу помощь, за потраченные силу и время ничего взамен.

Текст обсуждения притчи будет опубликован в ближайшие дни.