Святой равноапостольный князь Владимир, моли Бога о нас!

Владимир равноап.день преставления 15/28 июля

…принятие князем Владимиром крещения от византийцев означало, что Владимир, хотя бы номинально, признает себя подданным Византии. Поэтому он захватывает крупный город Херсонес, принадлежавший Византии. И императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за Владимира, который все еще остается язычником. И тут происходит вмешательство Промысла Божия…

——————————————————————————-

***

         Князь Владимир был сыном язычника — князя Святослава, и внуком православной — святой равноапостольной княгини Ольги, которая, безусловно, посеяла семена православной веры в своем внуке и вообще в своем народе.

До принятия христианства у Владимира было пять жен. На Киевских горах он установил идолов, которым приносили человеческие жертвы. Тогда, в 983 г., погибли за Христа святые варяги Феодор и сын его Иоанн. Их исповедничество веры в своего Бога – Христа – запомнилось Владимиру.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи из Хазарии, латиняне из Германии   и православный проповедник из Византии. Его проповедь, словесная и наглядная – через икону, показанную им князю, произвели на князя сильное впечатление.

Также и послы князя Владимира были поражены красотой Софийского собора в столице Византии Константинополе (Царьграде), православным богослужением и пением: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе».

В конечном итоге князь Владимир решил принять христианство, и принять его в Православии. Однако князь не хотел при этом подчинять Русь Византии в политическом отношении, а принятие им крещения от византийцев означало, что Владимир, хотя бы номинально, признает себя подданным Византии.

Поэтому Владимир захватывает крупный город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший Византии, и византийские императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за Владимира, который все еще остается язычником. И тут происходит вмешательство Промысла Божия: Владимир ослеп. И лишь тогда, когда принял крещение, прозрел – телесно и духовно.

В крещении князь Владимир получил христианское имя Василий.

В отличие от своего отца Святослава, Владимир не побоялся пойти наперекор своей дружине и боярам, многие из которых были язычниками.  Владимир крестил своих 12 сыновей, подготовив к принятию православной веры. Крестились многие бояре.

Затем Владимир приступил к истреблению идолов и прекращению языческих жертвоприношений, часто – с человеческими жертвами.

Простой народ был крещен в водах Днепра в 988 или 989 г по Р.Х. Едва ли при этом имела место серьезная подготовка народа к крещению. В условиях того времени это было практически невозможно. Народ должен был довериться выбору своего князя, выступавшего как патриархальный глава всего рода, точнее, всего своего народа.

Первым митрополитом на Руси был приехавший с Владимиром из Корсуня митрополит Михаил. Все время его святительства прошло в распространении христианства, в путешествиях, и кафедра его была, как пишет историк Карташев, «в лодке».

Богослужение во вновь построенных храмах совершалось на хорошо понятном людям того времени старославянском (что то же —  церковнославянском) языке. Благодаря этому храмы были всенародными «училищами веры», а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространялась по Руси; сначала в городах, потом – в сельской местности.

Огромная нравственная перемена произошла в самом князе Владимире после принятия им православия. Он приобрел сострадательную любовь к ближним; насколько мог, следовал строгим церковным уставам.

Князь много сил отдал распространению грамоты и духовного просвещения на Руси, социальной помощи нуждающимся, смягчал наказания преступникам. По достоинству он получил в народе прозвище «Владимир – Красное солнышко».

Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Уже при его сыне Ярославе Мудром Русская Церковь почитала князя Владимира как святого.

(Не даром в тропаре святому князю Владимиру он называется вторым апостолом Павлом). Как и апостол Павел, Владимир до встречи со Христом был «ревнителем отеческих преданий», как говорится в Послании к Галатам (1:14), которое читается за богослужением в день памяти святого князя Владимира.  А после встречи со Христом Владимир, как и Павел, потрудился в апостольском служении утверждения и распространения христианства – на Руси.

Тропарь святому князю Владимиру напоминает нам все основные события его служения: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера,… посылая же к Царьграду узна́ти православную веру, обрел еси бесценный бисер – Христа, избравшего тя, как второго Павла, и оттрясшего [твою] слепоту во святой купели [крещения], душевную, вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, [мы], люди твои сущие…»