Сыны века сего умнее сынов света….

Marinus-van-ReymerswaeleСостоялась очередная Евангельская встреча при храме Тихвинской иконы Божией Матери. В этот раз мы обсуждали одну из самых сложных притч Нового Завета — Притчу о неверном управителе (Лк. 16, 1-15).

(Текст притчи можно найти в конце данной статьи).

Искушающий дар доверия

Притча о неверном управителе — одна из самых сложных для понимания и толкования притч Нового Завета. В первую очередь может возникнуть вопрос о том, почему Христос избирает в качестве примера человека, который далек не просто от Евангельского идеала, но даже от элементарных норм светского общества. На самом деле, если обратить внимание на Евангельские притчи, то это почти всегда вызов. Когда мы сталкиваемся с непонятным, мы задумываемся, ищем для себя ответы — то есть пытаемся прочесть текст не просто мельком, но подключить все свои мыслительные способности. Притча отличается от простой констатации фактов тем, что на нее всегда необходим ответ слушающего, ответ его мыслительных способностей, его сердца и ума. Иногда мы сталкиваемся с притчами, где, как нам кажется, не понятно ничего, и самый худший вариант — это пропустить ее мимо ушей… Но надо просто посмотреть на нее шире и, возможно, под другим углом и в иной плоскости.

Главный персонаж притчи — управитель, наемный служащий, который отвечал за деньги своего хозяина, за их сохранность и оборот, на современный лад — это финансовый директор. Управитель имел почти неограниченную власть в управлении всем имуществом своего хозяина, как, например, в настоящее время мы пишем различным представителям доверенности на деятельность от нашего имени, хотя бы риэлтору, который заключает договоры купли-продажи или приватизации жилья, берет в различных конторах необходимые справки и ставит свою подпись от нашего имени. Интересно отметить, что такой управитель в новозаветное время имел право на использование части полученных средств на свое содержание и содержание своей семьи, то есть получал проценты с проведенных им сделок. Конечно, отношения между хозяином и управителем должны быть основаны на полном доверии, в основе которого лежит честность и порядочность, иначе хозяин не вверил бы ему всего, что имел.

Вот здесь-то и появляется первая, очень важная тема притчи — доверие. Значительно легче жить правильно, хотя, возможно, и труднее чисто морально, если над тобой всегда есть контролирующий орган, регулярно напоминающий нам о наших ошибках, орган, который мы боимся. Однако в нормальном обществе все иначе и жизнь строится не на тотальном контроле всеми каждого, а на взаимном доверии: супругов друг другу, родителей — детям, начальников — подчиненным. Человек может реализовываться, раскрывать свой творческий потенциал только в случае, если ему доверяют, дают некий простор, свободу действий, а не заковывают в жесткие рамки правил и предписаний, нарушение которых влечет за собой неизбежное наказание.

Но доверие всегда связано с риском, и нам страшно доверять другим то, что нам действительно дорого — своего ребенка, свое здоровье или здоровье близких, финансы, управление бизнесом и пр. Нам не просто доверять… Но задумываемся ли мы, что вся наша жизнь похожа на историю обманутого доверия Бога? Господь творит человека, но тот согрешает, Он протягивает руку спасения, воплотившись — но человек, вместо того, чтобы вложить в Его руку свою руку , вонзает в них гвозди и прибивает на кресте; Бог прощает и это, посылая Духа Святого, но человек наполняет себя безбожным духом современного общества, общества потребления и удовольствий. Несмотря на это, Бог продолжает нам доверять, но нас это ничему не учит…

Вопрос доверия включает в себя и, так выразимся, подвопрос о том, насколько мы оправдываем доверие Бога, то есть хозяина, Который нам как управителям вручил все свое имение — все Им сотворенное, да и нас самих — наши способности, наше здоровье, потенциал и пр. Нам многое дано, но дано как средство для того, чтобы достигать подобие Божие, как управителю было доверено все имение для того, чтобы он умножал его ради прибыли хозяина (в нашем случае — Бога), а не пользовался в свое удовольствие. Все данное нам — это инструменты к нашему спасению, инструменты, вверенные нам как управителям, и от того, как мы пользуемся этим «чужим» имением — во спасение или эгоистически — зависит исход нашей жизни. Хозяин пришел к управителю и сказал ему об его увольнении, так как тот обманывал хозяина и использовал имение ради своего удовольствия, а не ради выгоды хозяина — разве это не похоже на конец жизни человека, когда нам придется дать ответ за все то, что доверил в этой жизни нам Господь?

Для того чтобы начать жизнь, в которой мы стараемся оправдывать доверие Бога, ее необходимо вернуть в некую целостность… О чем идет речь? Дело в том, что мы часто делим свою жизнь на две сферы — повседневную и духовную, причем повседневная жизнь занимает почти все дарованное нам Богом время. Повседневная — работа, поездки в транспорте, развлечения, готовка, учеба и пр., а духовная зачастую — это 20-30 минут молитвы в день и в лучшем случае один богослужебный день в неделю. Такой подход губителен для христианина, так как все встретившееся ему в любой день — это дар Божий, который был вверен ему, доверен Богом для того, чтобы употребить его во славу его Хозяина и только часть, некий процент оставить себе. Жизнь должна быть целостной — вся посвящена тому, чтобы оправдать оказанное Богом доверие — всегда духовной, повседневная жизнь должна быть пропитана служением Богу, ведь даже время — это дар Бога человеку, имущество хозяина — вверенное управителю, любовь Христа — дарованная каждому из нас. Для чего мы используем время, здоровье, деньги, умственные способности? Для спасения, оставив себе лишь малую часть? Увы, это не так.

Мы должны постараться устранить в себе эту разорванность повседневной и духовной жизни, так чтобы утреннее правило стало началом служения Богу в этот день, а вечернее — его завершением ввиду наступающего отдыха. А между ними не повседневность, служащая идолу своего эгоизма, а старание оправдать данное Богом и употребить его в Славу Его и спасение своей души.

Бери от жизни все

Управитель похож на блудного сына, он расточал не принадлежащее ему имение ради своего удовольствия. Конечно, такой образ жизни не может длиться вечно, и его настигает момент, когда хозяин узнает о злоупотреблениях. Интересно, что, узнав о воровстве своего управителя, хозяин не сажает его в долговую яму, не отнимает всего имущества, чтобы компенсировать утраченное, но предоставляет возможность дать отчет делам и говорит о грядущем увольнении. Как это похоже на нашу жизнь… Допустим, такой детский вопрос-фантазия: «Что ты будешь делать, если точно узнаешь, что через неделю будет конец света?» Многие отвечают: «Я попробую все, что не пробовал, отдохну, оторвусь по полной, брошу работу…» А если представить, что все в мире люди поверили, что через неделю этого мира более не будет существовать? Мы понимаем, что наступит хаос: грабеж, мародерство, насилие, пьянство… Большинство начнет жить так как хочет, жить по страстям, зная, что за это ничего не будет! Какая тюрьма, если миру осталось жить семь дней?! Получается, люди и так использовали все дары Божии неправедно, а, узнав о скором конце, пустятся во вся тяжкая… Так мог поступить и управитель, то есть украсть то, что он еще не украл, ведь его все равно уволят, все, конец! Однако управитель поступает иначе, куда более дальновидно…

Было бы все гораздо яснее, если бы управитель за оставшееся время вложил бы добро хозяина в выгодное дело и компенсировал бы ему все убытки. То есть, если бы мы, узнав, что неминуемо скоро умрем, не пустились бы во вся тяжкая, а использовали бы все, что у нас, есть ради спасения души и прославления Бога… Но управитель поступает немного иначе, что еще более усложняет понимание притчи.

Управитель решил продолжить воровство или, возможно, не воровство, а раздачу причитавшихся ему за работу процентов, которые в связи с его положением он вряд ли бы получил. Управитель начинает прощать часть долгов кредиторам своего хозяина. Интересно, что он прощает серьезные долги: первому он простил 50 мер масла, что соответствует 2 тоннам с примерной стоимостью примерно 500 динариев за все по тогдашним меркам, а один динарий считался размером одного трудового дня. Должнику пшеницы он также прощает около 500 динариев. В общем, это очень большие деньги. Как можно не дать работу человеку, которые простил такие суммы? Использовав чужое добро, управитель обеспечил себе будущее.

Далее следует самый непонятный момент в притчи — хозяин хвалит управителя. Неужели обман и воровство — это путь, который заповедует нам Христос? Конечно, нет. Перед нами не позитивная, а негативная притча, которую надо понимать методом «от противного». Мы знаем негативные притчи, например, где второе пришествие Христа сравнивается с ночным вором (1Фес. 5, 2), что не обеляет деятельности воров и грабителей. Хозяин хвалит своего управителя за находчивость, за то, что он оказался не просто вором, но предприимчивым и даже умным человеком. Конечно, Господь не призывает нас стяжать имение, преступая заповеди, но этот пример, которому буквально в наше время следуют многие бизнесмены — идти по головам ради прибыли, может научить нас чему-то на более глубоком уровне. Если посмотреть на успешных бизнесменов, у них можно отметить хорошие качества: они много и упорно работают, думают, рассматривают свои ошибки и падения как уроки на будущее, ищут новые возможности достигать поставленные цели, пренебрегая временными неудобствами. Чтобы сделать карьеру или заработать состояние, люди часто прикладывают очень серьезные усилия, например, спортсмены соблюдают режим, ограничивают себя и изнуряют тренировками — все их действия нацелены на достижение результата: быть лучшим, известным, богатым. Именно этим чертам и надо учиться нам от внешнего мира, только наша цель не богатство, а Царство Божие, к которому мы должны стремиться с тем же рвением, с каким эти люди зарабатывают свое состояние.

Если бы мы были так же находчивы и настойчивы в деле приобретения Божия Царства, как этот управитель или современное общество настойчивы в приобретении денег и славы, то наша жизнь была бы совершенно иной, чем она есть. Однако именно христиане зачастую слишком пассивные люди, сужающие свою жизнь до уровня исполнение правил и предписаний, которые реализуются с холодным сердцем. По прочтении притчи перед нами встает вопрос: почему мы не преданы так Богу, Божию Царству, как преданы «сыны века сего» — достижению своих интересов?

Мы часто говорим или считаем, что самое главное в нашей жизни это вера, духовность, Царство Божие. Но на самом деле, стремимся ли мы достичь его, как стремился решить свои проблемы неверный управитель? Мы, как «сыны века сего», скорее больше тратим сил и смекалки, чтобы заработать на жизнь, оставляя Богу лишь минуты вечерней и утренней молитвы, во время которых мы боремся со сном или посторонними мыслями.

Мудрость кризиса

Если быть точными, то мы прекрасно знаем, что и для нас наступит время, когда хозяин нам скажет: «Дай отчет в управлении твоем…» Мы хорошо знаем, что земная жизнь не вечна и мы, рано или поздно, сегодня или через несколько десятков лет, но все-таки предстанем пред Богом с отчетом о том, как мы прожили свою жизнь и как использовали все, что было дано нам Богом. Современный мир учит нас жить так, чтобы наша жизнь была успешна для нас самих, но с учетом того, что все данное нам это лишь Божий дар, мы должны жить так, чтобы успешны были не мы, а Тот, чьими благами мы пользуемся… Вспоминаем задачу управителя — делать хозяина еще более богатым. Значит, наша задача — прославлять Бога и использовать любые обстоятельства для Его славы… В таком случае любые обстоятельства, в том числе болезни и скорби, должны быть наполнены новым содержанием — это всегда возможность послужить Богу терпением, смирением и любовью.

Но где брать силы для служения? В Боге и Его благодати. Мы должны быть ревностны в своей духовной жизни и каждый день, в каждую минуту действовать наперекор греху и угождать Богу воодушевленно, считая это смыслом жизни, только так мы будем подражателями рвения управителя. Один воодушевлен богатством, как мы должны быть воодушевлены Богом. Как мы ведем себя, если наши действия сулят нам богатство? Так ли мы действуем, когда наш труд сулит нам не земное богатство, а небесное? Небесное не возбуждает в нас той же ревности и упорства, как земное…

Притча показывает нам также то, что мир делится на «сынов света» и «сынов мира», но это деление не так отчетливо. Нам важно ответить, к какой части принадлежим мы? Нам интересно только то, что в этом мире, или мы готовы жертвовать собой ради будущей блаженной жизни, которая нам не совсем очевидна? Управитель позаботился о своей жизни, что наступит после его увольнения, о жизни, которую он совсем не знает и перспективы которой туманны… Перед нами вопрос: о какой жизни мы заботимся больше? О нынешней или будущей со Христом? К чему мы прикладываем большие усилия и на что тратим больше времени, на жизнь духовную или плотскую? В этом и кроется ответ, кто мы — «сыны света» или «сыны мира».

Как возлюбить себя

Даже такой обманщик, как управитель, решил перенести центр внимания с себя на других. Еще одна тема притчи — мы должны быть «заинтересованы» в благе других. Наше отношение к окружающим создает мир, в котором мы живем. Христос призывает нас возлюбить окружающих как самих себя. Но любить себя мы должны не эгоистично, а правильно, то есть стремиться своим существованием к правильным целям. Индикатором нашего пути можно считать наши отношения с окружающими. На что мы тратим свое время и средства, на себя или также на других? Если мы строим карьеру, но разрушаем семьи, теряем друзей и близких, то мы движемся в тупик. Управитель уменьшил долги не потому что любил должников, но из любви к себе. Наивно полагать, что человек сразу может научиться самозабвенно любить окружающих, поэтому он может начать с подобных прагматических мотивов.

Наши отношения с ближними определяют нашу земную жизнь, и Господь призывает нас: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Притча о Страшном суде говорит нам, что именно отношение к людям будет иметь определяющее значение и для вечности (Мф. 25, 31-46), хотя здесь мы ни в коем случае не утверждаем, что добрые дела без веры во Христа и участия в таинстве Евхаристии способны даровать нам вечную жизнь. Пример управителя, пускай и в искаженной форме, но говорит нам о том, что любовь к окружающим есть проявление любви к себе, ведь Господь будет относиться к нам, как мы относимся к людям, что видно из притчи о Страшном суде. Помощь другим — это помощь себе в долгосрочной перспективе, и пускай это сначала веет неким прагматизмом… далее появится настоящая любовь, которая уже и есть предначинание Божия Царства.

Дары, которыми мы можем поделиться, есть у каждого, а что это за дары, мы говорили в самом начале нашей беседы — это всевозможные ресурсы, которыми мы обладаем и которые не суть наши, включая даже время, используемое нами. Вопрос, который ставит перед нами наша собственная совесть: «Какую часть своей жизни я посвящаю себе, а какую Богу и ближним? Удовлетворяю я только своим потребностям или все же в какой-то мере являюсь орудием достижения целей Бога на земле?» Все это вопросы, которые должны помочь нам расставить жизненные приоритеты в зависимости от наших целей — быть с Богом или служить самому себе.

По-настоящему отношения человека с Богом не ограничиваются тем, что Бог дает человеку благодать, а тот принимает ее и усваивает — задача христианина дать реализоваться в его жизни любви и передавать окружающим эту Божественную благодать. Нам необходимо постараться «низвести на землю» такие возвышенные понятия, как «вера», «любовь», «милосердие» — в нашей жизни они должны обрести вполне конкретные формы и очертания, а не остаться чем-то красиво-возвышенным, ничего общего не имеющим с нашей реальной жизнью.

Мы часто оправдываем себя тем, что у нас нет излишек, которые мы можем отдать ближнему, но, если быть честными, мы в этом лукавим. Чем больше мы имеем, тем больше нам зачастую хочется. Бывает так, что человек, узнав о заработной плате своего товарища, которая составляет около 100 тыс. рублей, очень удивляется жалобам, что тому не хватает на жизнь. Но стоит ему начать зарабатывать тот же самый оклад, как его требования в жизни начинают возрастать и ему уже не представить, как он жил с жалованием втрое меньше настоящего. Это все говорит нам о нашем эгоизме: мы оправдываем себя отсутствием ресурсов при их явном наличии только потому, что хотим всегда большего для себя.

Есть и другой пример использования, вроде бы, и так ограниченных ресурсов не на себя, а на окружающих. Это очень близкий нам пример по времени и местоположению — прп. Мария Гатчинская. В шестнадцатилетнем возрасте, когда, казалось бы, вся жизнь впереди, молодую девушку Лидию Лелянову (имя прп. Марии до пострига) поразил энцефалит, а позднее и болезнь Паркинсона, что постепенно привело к полному параличу и сильным болям. Однако это состояние не ввело ее в уныние, а наоборот, способствовало смирению, кротости и молитве. Несмотря на то, что прп. Мария была полностью зависима от окружающих, она стала источником духовного утешения для тысяч верующих, которые приезжали к ней за советом в тяжелые 1920-30-е годы. Разве это не пример для нас? Можем ли мы назвать ее инвалидом, то есть, буквально переводя с латинского — слабой, бессильной? Казалось бы, ничего не имея, она давала многое, на деле подтверждая слова Христа ап. Павлу: «сила Моя совершается в немощи» (2Корф. 12,9).

Данная притча может ответить нам еще на один вопрос. Мы нередко жалуемся и даже ропщем на то, что нам чего-то недостает в нашей жизни. И на этот ропот мы видим ответ: почему Бог должен давать нам сверх того, что мы имеем, если мы не умеем и не хотим научиться использовать правильно то, что нам уже дано? Несмотря на то, что в молитве мы призваны благодарить Бога и просить прежде Царства Его, мы можем получить от Бога и материальное имущество, но получить его с тем, чтобы оно стало орудием достижения главной цели — спасения. Все материальное в этом мире становится для нас либо средством, либо целью, и если оно становится целью, то заменяет собой Самого Бога. Если мы не умеем управлять временным и материальным, как можно вручить нам вечное и духовное?

Притча призывает нас правильно использовать данные нам ресурсы, которые суть не наши, но Бога. Использовать их творчески и всегда во славу их Хозяина, а также быть предприимчивыми в деле своего спасения; как «сыны мира» предприимчивы в достижении своей цели — богатства земного, так мы должны быть усердны в достижении богатства небесного и стяжать его, научившись отдавать вверенное нам Богом, не почитая любые блага за свои.

При составлении текста использовалось издание «Истории рассказанные Христом». прот. Владимир Хулап

Текст притчи —

Притча о неверном управителе

1 Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество.

2 И призвав его, он сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять».

3 И сказал себе самому домоправитель: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь.

4 Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления».

5 И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: «сколько ты должен господину моему?»

6 Он сказал: «сто мер масла». И он сказал ему: «возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят».

7 Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Тот сказал: «сто мер пшеницы». Говорит ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».

8 И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света.

9 И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители,

10 Верный в малом — и во многом верен, и неправедный в малом — неправеден и во многом,

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно?

12 И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше?

13 Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству.

14 И слышали это всё фарисеи, которые были сребролюбивы, и высмеивали Его.

15 И Он сказал им: вы выставляете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо высокое у людей — мерзость пред Богом.