Сотник Лонгин и рядовой Проценко

Распятие, в т.ч. Лонгин с копьем_ОБРЕЗСотник Лонгин был участником казни Господа, свидетелем чудес во время Его смерти и одним из первых, кто узнал о Его Воскресении.  И из выдающегося воина римского легиона он становится не менее выдающимся воином Христа. Он проповедует Христа Воскресшего, и апогеем его проповеди становится его собственная мученическая кончина…

——————————————————————-

           В первый раз всегда не просто проповедовать. Особенно, если до этого ничем подобным не занимался. Скорее всего, этот барьер неловкости приходилось преодолевать и сотнику Лонгину – святому, чью память мы сегодня совершаем. Но, несмотря на это, он проповедовал, проповедовал во всеуслышание Распятого и Воскресшего Христа!

***

          Удивительным образом этот римский воин явился свидетелем нескольких центральных событий в истории человечества:

— именно он был назначен контролировать проведение казни над осужденным на смерть Господом нашим Иисусом Христом;

— именно он, как можно было слышать сегодня в евангельском чтении (от Матфея 27:50-54), исповедовал Христа истинным Сыном Божиим в девятый час того самого дня, когда вся природа изменилась и было землетрясение и тьма по всей земле;

— именно он, согласно Преданию, пронзил тело уже умершего и сошедшего во Ад Спасителя и от изошедших крови и воды получил исцеление больных глаз;

— и именно его назначили сторожить гробницу, в которую положили тело Господа. Где, по Светлом Воскресении Христовом, «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем… устрашившись его, стерегущие [воины] пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф.28:2,4).

          И вот, пережив все эти события, язычник Лонгин из выдающегося воина римского легиона становится не менее выдающимся воином Христа.

***

          Он проповедует все, что видел, сначала своему начальнику Пилату, а затем, вернувшись домой в Каппадокию, всем людям.

          В своей проповеди святой Лонгин обличает иудейских старейшин, которые должны были первыми узнать во Христе Мессию! Обличает их клевету и коварство.

          Он бесстрашно рассказывает о том, как старейшины пытались подкупить его, чтобы он сказал, что Христос не воскрес! Возможно, раньше, также бесстрашно, он шел в бой с врагами своей страны. Ведь не случайно он стал сотником (центурионом), — старшим над ста воинами.

***

          Таким образом, он мужественно проповедовал Христа Воскресшего словом и жизнью, а в итоге и смертью. Апогеем его проповеди явилась его бесстрашная мученическая кончина. Святой Лонгин без тени сомнения принял смерть за Христа, хотя у него и была возможность избежать ее.

   Вот она, последняя, высшая «заповедь блаженства» в исполнении: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (от Матфея 5:11). Вот он — высший подвиг воина Христова  Лонгина, и высшая его награда – вечная жизнь со Христом.

***

          Но как быть нам? Мы ведь тоже претендуем на это высокое звание воинов Христовых. В чине Таинства Крещения всякий принявший Крещение называется воином Христовым! Как достойно пронести это высокое звание до конца? И в чем заключается наша цель как воинов Христовых сейчас, когда нет гонений?

          Подсказкой нам может послужить схожесть идеалов воинского служения гражданского и духовного, органичное соединение которых явил нам мученик Лонгин в своей жизни.

    В чем идеал воинского служения в общепринятом понимании?

          В Псковской дивизии в одном из полков есть традиция. Общеполковая вечерняя поверка начинается с того, что офицер называет имя героя полка, гвардии рядового Проценко, а специально обученный солдат громогласно провозглашает: «герой Советского Союза пал смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость нашей Родины».

          Но то же самое мы можем применить и к духовной жизни. Ведь вот она цель: пасть в борьбе за независимость нашей Родины. А что для христианина есть главная его Родина, — мы все отчетливо понимаем; если земная жизнь коротка и все мы – гости в этом мире, то главная Родина наша — Царство Небесное. И она внутри нас, — открывает нам Христос.

          Так вот, жизнь свою мы должны прожить в борьбе за свободу и независимость Родины нашей которая внутри нас. За свободу души от страстей и грехов, которые, подавляя нашу волю, делают нас рабами.

          И если жить мы будем в этой борьбе, то смерть наша, независимо от того, будет ли она тихой и спокойной или насильственной или даже мученической, как у святого Лонгина, будет той самой смертью храбрых, к которой все мы,  как воины Христа, должны стремиться.

Проповедь

студента 3 курса семинарии

Лаврентьева Дмитрия

в храме св. Иоанна Богослова СПбДА

(публикуется в редакции)