день памяти — 22 ноября
…В годы ректорства в cвятителе начинает проявляться прозорливость. Однажды уборщик помещений богословской школы заболел и очень переживал, что за время болезни кто-то другой займет его место. Вернувшись через несколько недель, он обнаружил, что все это время его работу выполнял ректор, митрополит Нектарий…
————————————————————————————————
Святитель Нектарий (Кефалас), митрополит Пентапольский, Эгинский чудотворец, — греческий святой, живший сравнительно недавно.
Нектарий родился в 1846 году. В 14 лет юный Нектарий устроился на табачную фабрику в Стамбуле (бывшем Константинополе), но средств на жизнь не хватало. Однажды, понимая, что помощи ждать не от кого, он написал письмо Тому, Кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя». Нектарий попросил отнести письмо на почту своего соседа-торговца. Когда торговец прочитал необычное письмо и увидел силу веры юноши, он отправил юноше деньги от имени Бога. Так, промыслительно, Господь позаботился о Нектарии.
Юный Нектарий не увлекался соблазнами большого города. Все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Случай свел его с благотворителем, и одаренный юноша, наконец, смог исполнить свою мечту: начать учиться. Нектарий молился ко Господу: «Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое». Завершением его образования, впоследствии, и стало обучение в богословской академии.
А пока Нектарий работает сельским школьным учителем на острове Хиос, а также проповедует здесь. Благодаря его знаниям и духовному влиянию на учеников и на их родителей, нравственность в селе постепенно поднялась до должного уровня. Он создал из учеников прекрасный хор и пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Нектарий посещает Афон и, в конце концов, принимает монашеский постриг.
***
Знакомство с патриархом Александрийским Софронием привело Нектария в Египет, в город Александрию, где он в 1885 году был посвящен в иеромонахи. Тремя годами позже он стал митрополитом Пентапольской епархии. Митрополит Нектарий был заметен не только стремительной карьерой, но и начитанностью, даром слова и огромной популярностью у паствы. Эти качества снискали ему множество завистников, которые оклеветали его перед Патриархом в аморальной жизни.
Владыка Нектарий не пытался оправдываться и защищаться. Он уезжает в Афины, но его нигде не хотели принимать; он был вынужден жить в нищете.
Однажды, когда святитель Нектарий, испытывавший все эти скорби, молился, на сердце его опустился удивительный мир. Ему было явление Божией Матери в сопровождении ангелов, которые воспевали Ее. Святитель записал то, что услышал, в виде молитвенного гимна «Агниˊ Парфеˊне», то есть, по гречески, — «Чистая Дево». Теперь этот гимн, в характерном византийском музыкальном стиле, известен по всему православному миру (см. текст; слушать гимн 1; слушать гимн 2).
Через семь месяцев нищенской жизни в Афинах митрополит Нектарий с трудом получил место простого проповедника на острове Эвбея. До конца жизни святой Нектарий должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не имеющего своей епархии.
***
А люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Греческая королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей, в 1894 году святитель Нектарий был назначен директором ведущей богословской школы имени Ризари в Афинах.
За 14-ть лет его руководства она пережила бурный расцвет. Этому способствовали, в том числе, его собственные обширные богословские труды. Он составил катехизис, писал работы по нравственному богословию, литургике, церковной истории, а также по педагогике и вопросам общественной жизни.
Известны случаи, когда за провинность учеников Владыка Нектарий налагал на себя строгий пост.
В эти годы в подвижнике начинает проявляться особое действие Божией благодати: дар исцеления и прозорливость. Однажды уборщик помещений богословской школы заболел и очень переживал, что за время болезни кто-то другой займет его место. Вернувшись через несколько недель, он обнаружил, что все это время его работу выполнял директор, митрополит Нектарий. Владыка сказал: «Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа…» Действительно, для того, чтобы Господь дал такую прозорливость, для начала нужно проявлять такие же заботу о людях и смирение, какие проявлял владыка Нектарий.
***
В 1908 году, в возрасте 62 лет, святитель Нектарий удалился на остров Эгину. Здесь, четырьмя годами ранее, его трудами, начал действовать женский монастырь, в котором он стал духовником.
И тут еще один удар обрушился на святителя: на него вновь были воздвигнута клевета, обвинявшая его в аморальных действиях. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику. В конце концов все обвинения были опровергнуты. После этого следователь тяжко заболел и приезжал просить прощения у святого.
Владыка Нектарий выполнял физическую работу в монастыре; совершал богослужения священническим чином, оставив епископское облачение у иконы Богородицы. Его монастырь стал крупнейшим благотворительным центром, и сюда стекались за помощью тысячи людей.
Святитель Нектарий заболел раком и стал страдать от болей. Его госпитализировали в афинскую больницу, в третьеразрядную палату. Вскоре он скончался. Это произошло 22 ноября 1920 года.
Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился. А сразу после кончины тело святого начало обильно мироточить.
***
Похороны святого Нектария на Эгине собрали все население острова. Святитель Нектарий был погребен в склепе своего монастыря. Несколько раз склеп открывали, по разным причинам, и каждый раз убеждались, что тело нетленно, то есть, не поддается разложению. Это было одной из причин, по которой в монастырь святого Нектария приезжало множество паломников. Наверное, среди них было немало тех, кто интересовался прежде всего внешним чудом нетления мощей святого, а не его духовным опытом.
И вот, когда в 1961 году состоялась канонизация митрополита Нектария и были подняты его святые мощи, оказалось, что мощи истлели — остались только кости. Это лишний раз напоминает нам, что основанием для канонизации человека является, прежде всего, не нетленность его мощей, а нравственная чистота его жизни, народное почитание и свидетельства о его благодатной помощи. В том числе, и через его святые мощи, тленные или нетленные.
Хотелось бы привести несколько примеров чудес святителя Нектария, Эгинского чудотворца.
Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.
В другой раз сестры монастыря просили святителя объяснить им, как понимать слова псалма о том, что «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс 150:6), что не только человек, но и природа славословит Творца? Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не выразить нам словами.
Святитель Нектарий еще при жизни исцелял людей, а после своей кончины особо прославился благодатной помощью раковым больным, паралитикам, людям, одержимым бесами.
***
Греческого святителя Нектария можно сравнить с русским святителем Феофаном Затворником (+1894). Святитель Нектарий, как и святитель Феофан, также был подвижником; также много потрудился в области богословия, подходя к нему не схоластически, а духовно; также сначала был епархиальным архиереем, а затем стал вести более уединенный образ жизни. А почитание святого Нектария в «греческих» Поместных Церквах сравнимо с почитанием преподобного Серафима Саровского в Русской Церкви.