Димитриевская родительская суббота

Канон-подсвечник с Распятием…Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный безбожием, говорит: “Незачем молиться, некому и не о ком…» У нас же, христиан, есть возможность обратиться со словами к своим усопшим, но не исчезнувшим близким…

           ————————————————————————————

          Каждый год в последнюю субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/ 8 ноября) Церковь возносит молитвы о всех усопших от века христианах и о воинах, на поле брани жизнь свою за ближних своих положивших.

По преданию, это поминовение воинов-защитников земли Русской установлено святым благоверным князем Димитрием Донским после тяжелой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, произошедшей в 1380 году. А великомученик Димитрий Солунский издавна почитался славянами как храбрый воин и был небесным покровителем Димитрия Донского.

На битву с Монгольской Ордой хана Мамая князя Димитрия и его войско благословил святой преподобный Сергий Радонежский. По просьбе князя он послал в войско двух иноков своего монастыря – Пересвета и Ослябю. По молитвам всей Русской Церкви, и земной, и небесной, Господь даровал победу православному христианскому воинству. Но победа далась большой кровью. Большинство русских воинов полегло в многочасовой сече. В течении восьми дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю Куликова поля холмы устроенных тогда братских могил.

***

Вообще, в Церкви именно в субботние дни особое место в богослужении отводится поминовению усопших. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.

Самый яркий пример субботнего поминовения усопших – так называемые родительские субботы: Мясопустная и Троицкая, которые еще называют вселенскими, а также субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста и сегодняшняя Димитриевская родительская суббота.

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому эти субботы, посвященные особой молитвенной памяти почивших, и называются «родительскими». Кроме того, общее поминовение усопших совершается еще на Радоницу и 9 мая по новому стилю, в День Победы.

***

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не некий обязательный ритуал. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный безбожием, говорит: “Незачем молиться, некому и не о ком; от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того праха, который мы только что засыпали землей».

В советский период появилась традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Ведь сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали самое дорогое, что у них было, – свою жизнь. Ты навсегда в долгу перед ними, поблагодари их”. Но разум “cоветского человека” возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет?”

К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами, здесь действительно остается одно только скорбное молчание. У нас же, христиан, есть возможность обратиться со словами к своим усопшим, но не исчезнувшим близким. Есть возможность обратиться к Богу с молитвой об упокоении их душ!

Никакие отговорки наподобие “некогда”, “недосуг” и тому подобные не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы будем забывать о молитвах за родителей, за наших родственников и за тех людей, крещеных и некрещеных, которых мы знали.

***

Впрочем, такая молитва нужна и для нас самих.  Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. Может быть, самое разительное отличие современной светской культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя светская культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Уходит культура старения, культура умирания. Человек постепенно подходит к порогу смерти не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости и пытаясь забыть о смерти. Но к счастью для нас, каждая пережитая нами смерть, с которой мы близко сталкиваемся, отрезвляет и нас самих. «Чем ближе к смерти, тем чище люди», — поет один современный автор.

Подумаем сегодня о дорогих нам людях, которые ушли от нас в вечность, помолимся о них. И, глядя на чужую смерть, будем помнить о своей собственной смерти и своей встрече со Христом.