ГРОЗА — наша нравственность спустя два века.

18 февраля молодежная группа нашего храма посетила уже родной для нас театр имени Владимира Малыщицкого. В этот раз нашему вниманию представили пьесу А.Н. Островского «Гроза». Сюжет пьесы знаком каждому со школьной скамьи, вот только возраст, знание истории, в том числе социальной, и духовный опыт школьника не позволяют ему почувствовать ту проблему, которую ставит перед читателем автор или перед зрителем режиссер.

Несмотря на то, что пьеса была поставлена в современном изложении, режиссер не испортил ее и донес до зрителя основную проблематику постановки… Как ни странно, но современно одетые персонажи с несовременным укладом жизни, так как он то сохранен режиссером точь-в-точь по пьесе, смогли хорошо передать духовное, интеллектуальное состояние, а также социальное положение как отдельных людей, так и общества в целом.

Несчастная Катерина, которая по большому счету не особо и нужна своему мужу Тихону, борется со своей страстью, гонит ее прочь, но в конце концов, получив возможность ее реализовать — не может устоять и падает, погибает духовно, а после и физически. Несмотря на ее набожность и чистоту, уныние, в которое ей помогло впасть ее домашнее общество, ее близкие, привело сначала к незаметной страсти измены, мысли о грехе и при возможности к самому греху. Будучи уже слабой, она пыталась бороться со страстью, ограничить себя чем-то внешним (например, тем, чтобы муж ее Тихон не оставил дом на эти несчастные две недели), но все оказалось напрасно, она встретилась лицом к лицу со своей страстью и впала в грех… а «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Совершив грех, она уже не живет, а мается, она не прощает себя, не прощают ее и самые близкие. Катерина — яркий пример человеческой немощи в борьбе со страстью, пример, который должен навести нас на мысль, что самый страшный грех всегда начинается с самой невинной мысли о нем.

Муж Катерины — Тихон. Зритель увидел его бесхарактерным тюфяком, человеком, который делает все по указке своей мамы и бежит от всех проблем, заливая их алкоголем. Тихон даже женится, берет себе в жены хрупкую и нежную Катерину потому, что маменька хотела посмотреть на него «на женатого». Он не дорожит ею, ведь «куда она, мужняя жена денется», он думает, что любит ее, но она в его жизни «постольку-поскольку», гораздо ценнее для него свобода от маменькиного гнета, без которой жена лишь приложение к жизни, которую не прожить собственным умом. Своей бесхарактерностью и эгоизмом он позволяет жене преступить черту и теряет ее… осознавая потерю только лишь после смерти Катерины.

Необычайная гордость Марфы Игнатьевны показана зрителю с одной стороны — она деспотична, горда, и ее мир эгоцентричен, все должно крутиться вокруг нее. Всякий христианин знает, что для последования Христу необходимо отвергнуться себя, своей самости, своего «я» в дурном смысле этого слова, от своей эгоистичной воли. Кабаниха живет исключительно своим «я», терроризируя весь дом, она не воспитала в Тихоне мужчину и главу семьи. Под, казалось бы, правильным предлогом — передать опыт старшего поколения — она проживает жизнь за своих детей, да так, что дети не смеют и попытаться использовать свои личные таланты и способности для созидания себя и мира вокруг себя. Все живут не своим умом, а надменным умом Кабанихи.

Варвара же способна символизировать современный мир… мир, которому чужды заповеди и совесть, мир, который без стыда погибает сам и соблазняет тех, кто хотел бы жить… Для нее мало ночных свиданий, порочных для более чистого сознания человека XIX века, ей мало этого, она делает все, чтобы та малая страстишка Катерины стала настоящей страстью и дает возможность ей реализовать свою греховность.

Мы представили несколько образов из увиденного нами спектакля не как литературную или театральную критику, а как то, что увидели и чем хотели поделиться. Эти образы близки и современному миру, а судить о том, преуспела ли «Варвара» в своей проповеди вседозволенности, можно судить по современной нам нравственности. Коробит ли нас нахождение девушки и молодого человека где-либо наедине? Нет. Стесняется ли мир откровенных одежд или большинство демонстрирует себя обществу в таком виде, в каком ранее никто и не помыслил бы выйти даже на кухню? К сожалению, не стесняется… Нравственность с каждым поколением все ниже и ниже, и этот низкий уровень для нас уже норма, что раньше — грех, сегодня — невинная забава. Но Христос вчера, сегодня и завтра один, а значит, и грех, как бы мы его не оправдывали и как бы его не воспринимали, все равно грех, который ведет нас к духовной, а после и физической погибели.