Городской методологический семинар «Технология обучения в курсе ОРКСЭ как инструмент реализации ФГОС»

17 марта 2016 г. на базе ГБОУ лицея №95 Калининского района СПб при посредничестве кафедры философии образования СПбАППО состоялся городской методологический семинар «Технология обучения в курсе «ОРКСЭ» как инструмент реализации ФГОС». В семинаре от нашего храма приняли участие  иерей Георгий Аладьин, методист ЦДКиО Скоморова Н. М.  и преподаватель воскресной школы Баркова Е. К.
Семинар был представлен в трех частях.
Первая – практическая часть прошла в виде открытых уроков. Участники семинара имели возможность посетить три урока, проводимых по одному из модулей курса ОРКСЭ. В лицее ученикам четвертых классов преподают три модуля из шести возможных – это Основы православной культуры, Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики. В частности, урок модуля ОСЭ был посвящен теме «Дружба». Определив каждый для себя цель урока, ребята напряженно и плодотворно работали в трех группах. Они выписывали значение понятия «дружба», подыскивали подходящие пословицы и подбирали однокоренные слова. В процессе устной работы дети выясняли сходства и различия между словами «друг», «приятель» и «товарищ». Ученики не стеснялись делиться личными переживаниями, высказывать и отстаивать свою точку зрения. В конце урока ребята совместно выработали правила дружбы. Закончился первый урок очень позитивно: ученики Основ светской этики вместе с гостями, держась в кругу за руки, исполнили песню «Друг в беде не бросит…»


Второй урок проводился по теме «Монастыри и монахи» модуля Основы православной культуры. Ученики имели возможность представить себе образ настоящего монаха, посмотрев в начале урока видеоряд с музыкальным сопровождением, а затем они щедро делились возникшими ассоциациями. Ребята также работали с учебником – они показали умение выделять главное. Ученикам удалось уловить основную мысль о личном выборе человеком своего жизненного пути и об ответственности за этот выбор. В ходе урока учитель познакомила учеников с частями облачения монахов. Не обошлось и без творческого задания: сначала работали с понятиями, а потом нужно было передать свои представления на отдельном листе в виде рисунка или записи. Почти все ученики каким-то образом изобразили монахов и монастыри. Данная тема не оставила никого равнодушным – ребята задавали вопросы и хотели больше узнать о монахах и их жизни. Один мальчик так и спросил: «А как им живется?» Учитель заверила детей, что они вернутся к данной теме и продолжат знакомство с монастырями на следующем уроке.


На третьем уроке, посвященном модулю ОМРК, ученики изучали тему «Паломничество». Здесь также работали с понятием и его синонимами, выясняли, как называется паломничество в основных религиях мира. Ребята познакомились с главными местами наибольшего посещения верующими разных религий.


Во второй части семинара – теоретической – выступали докладчики. Директор ГБОУ лицея№95 Сидорова Наталья Анатольевна рассказала об организационно-педагогическом обеспечении преподавания курса ОРКСЭ в учреждении.
Заведующий кафедрой «Философия образования» СПб АППО, д.ф.н., профессор Романов Константин Владимирович выступил на тему: «Методологическое обеспечение курса ОРКСЭ в контексте ФГОС» и, в частности, отметил, что педагоги лицея на своих занятиях обеспечивают системно-деятельностный подход.
Заведующая кафедрой «Художественно-эстетического образования и технологии» ЛОИРО, к.п.н. Срабова Ольга Юрьевна наглядно в виде презентации представила примеры влияния социума на идентификацию личности и обосновала, что социум выступает как активное образовательное пространство детей и подростков.
Кричевский Борис Вадимович, к.и.н., доцент кафедры «Философия образования» СПб АППО говорил о проблемах воспитания толерантности в преподавании курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.
В третьей – заключительной части семинара – участники обсуждали проблемы и перспективы преподавания курса ОРКСЭ. Посещение семинара и лицея оставило самые благоприятные впечатления. Радостно видеть талантливых специалистов, творчески подходящих к решению поставленных перед ними педагогических задач.