Оптинские старцы изумлялись подвигу этого старца в миру. И прямо говорили москвичам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».
А начиналось его старчество со слов прав. И. Кронштадтского: «Ты думаешь: нет на свете горя больше твоего. А ты войди в чужое горе… Только отныне и начнешь ты жить»
——————————————————————————————-
(9/22 июня – преставление, 16/29 сентября – перенесение мощей)
Праведный Алексий Мечёв прошел путь к святости, прожив всю жизнь в миру, в городе Москве. Более того, в миру он нес служение старца и достиг прозорливости.
Он родился в 1859 г. в семье регента хора Чудовского монастыря. В этой семье царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство. Cреди братьев и сестер Алексей выделялся тихим миролюбивым характером.
Он хотел стать врачом. Деятельность врача представлялась ему наиболее плодотворной в служении людям. Но мать решительно воспротивилась этому, желая, чтобы он выбрал другой путь – стал священником. Алексей исполнил ее волю матери, которую уважал и любил. В многолюдной квартире своих родителей семинарист Алексей не имел своего тихого угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.
***
По окончании семинарии Алексей Мечёв был определен псаломщиком (т.е. чтецом) Знаменского храма. Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил. Алексей все сносил безропотно, и не просил о переводе в другой храм. Это не было проявлением бесхарактерности, но его осознанным поступком. Алексей, сохраняя свое внутреннее достоинство, понимал, что часто только посредством подобной жесткости, несправедливой по отношению к поступкам человека, но часто справедливой по отношению к самомнению или лени, которые в человеке сидят, можно изжить эти качества, усмирить «якаяние» в человеке. Позже отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой», как он выражался, — с самомнением и себялюбием.
***
Алексей женился, родились дети. В жене он видел первого помощника на своем пути ко Христу, дорожил дружескими замечаниями жены и внимал им так, как иной человек внимает своему духовному наставнику.
В 1893 г. диакон Алексий был рукоположен во священники и назначен единственным священником маленького храма святителя Николая «в Кленниках», на улице Маросейка. Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в неделю. Приходил батюшка к богослужению почти к пяти часам утра.
***
В 1902 г. от болезни умерла жена о. Алексия. Позднее он рассказывал: «Заперся я у себя в комнате,… изливал свою скорбь пред Господом». Его знакомые устроили его встречу в Москве с праведным отцом Иоанном Кронштадским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил его отец Алексий. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты… думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты… войди в чужое горе,… и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно…, и легче тебе станет». Это указание о. Алексий принял как возложенное на него Богом послушание старчества – быть духовным наставником множества людей. К служению старца он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Людей, искавших в храме о. Алексия помощи в своем нравственном состоянии, надломленные взаимной неприязнью, забывших о Боге, о. Алексий встречал с любовью и состраданием. Он имел благодатный дар прозорливости. Указание, как поступить в конкретном деле, старец высказывал только раз; если пришедший возражал, настаивал на своем, то о. Алексий устранялся от дальнейшего разговора и не объяснял, к чему приведет неразумное желание пришедшего человека.
***
О. Алексий Мечёв избегал пышных богослужений; тяготился наградами — они обременяли его. Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием, а достигали людских сердец правдивостью и пониманием жизни.
Молились на службах на приходе о. Алексия усердно, службы длились долго. Великий покаянный канон Андрея Критского он читал с плачем, плакали и молящиеся. На пас- хальной заутрене он также пел песнопения со слезами – слезами радости и ликования.
В нижнем жилом этаже своего храма о. Алексий устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла.
Он стал посещать находящийся неподалеку Хитров рынок, пользовавшийся дурной славой, и проводил там беседы.
Духовная дочь о. Алексия Мечёва, Мария, впоследствии – монахиня Иулиания (Соколова), стояла у истоков возрождения древнерусской канонической манеры написания икон и распространения таких икон в храмах. А ведь до того, в Синодальный период истории Русской Церкви XVIII – XIX веков, иконы писали подобно картинам живописцев.
***
После революции 1917 г. тяжелые жизненные обстоятельства приводили часть людей к пересмотру своих жизненных ценностей и приоритетов: от материальных и статусных – к духовным. От неоправдавшихся надежд на революционный способ улучшения общественной жизни некоторые люди приходили к пониманию, что нравственное, а значит, и социальное оздоровление общества может начаться только с нравственного изменения в конкретных людях.
Пастырская нагрузка на о. Алексия возрастала — слишком многие желали выслушать его духовный совет. У дверей его домика собирались нескончаемые очереди желавших исповедаться и получить у старца ответы на свои вопросы.
Протоиерей Алексий Мечёв создал приходскую общину, которая воспитала мирян и священнослужителей высокой духовной жизни и одна из немногих общин в Москве выдержала времена самых страшных гонений. Впоследствии ее возглавил сын о. Алексия, священномученик о. Сергий Мечёв.
***
Отношение московского духовенства к батюшке было весьма различным. Многие священники признавали его авторитет, част из них были его духовными детьми, но немало было и тех, кто критиковал его или относился с подозрением: «да может ли настоящий старец появиться в самом центре городской суеты?»
А современные о. Алексию подвижники Оптиной пу́стыни были его духовными друзьями, например, старец Анатолий (Потапов). Эти подвижники-монахи изумлялись подвигу московского старца «в городе как в пустыне». Старец Нектарий (Тихонов) говорил москвичам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».
Скончался о. Алексий в 1923 г. Потребовалось служить две заупокойные службы, одну за другой, и множество панихид, чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться и попрощаться с почившим. Мощи о. Алексия находятся в его храме на улице Маросейка.
При жизни о. Алексий говорил своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями и нуждами. И мы имеем множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу Алексию.
***
Подводя итог разговору о праведном отце Алексие Мечёве, особо нужно отметить его прижизненную известность как пастыря, опытного в деле семейного духовного окормления. Приезжая в готовую развалиться семью, он не укорял никого, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений других людей в аналогичных ситуациях, привести каждого из слушающих к осознанию своей роли в ссоре и вызывать у них раскаяние. Души людей смягчались, и именно это позволяло им увидеть пути к взаимопониманию.
Старец учил, что любовь к ближним должна начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас свел. Нужно утеснять себя ради блага близких нам людей, перестраивать свою душу, переламывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить.
***
На своем примере батюшка показал, что при всем житейском шуме крупного города, христианин может быть далеким от привязанности к этому шуму и блеску, вести подлинную духовную жизнь. Если человек не оставляет молитвы. Ведь тогда благодать Божия не перестает действовать в нем и во время его повседневной жизни. Когда отца Алексия спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молиться!»
Второе качество, которое позволило о. Алексию быть подлинным христианином в миру – это то, что он искал прежде всего «Царствия Божия и правды его» (Матфея 6:33). Он воспринимал те или иные житейские обстоятельства своей жизни не как помехи для исполнения евангельских заповедей, а наоборот, принимал их как единственно возможные условия, в которых он только и сможет возрасти духовно. Это подлинное смирение и рождающееся из него спокойствие в своем христианском подвиге сделали о. Алексия способным к старческому служению в самом центре городской суеты.
***
Можно порекомендовать для чтения его произведения: «Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению», «Краткое правило для благочестивой жизни», «Советы девушке христианке», а также проповеди и письма. Материалы и воспоминания об о. Алексие Мечёве см. на: co6op.narod.ru/txt/books/mechev .