прав. о. Алексий Мечёв: старец посреди городской суеты

mechev 1-уменьшОптинские старцы изумлялись подвигу этого старца в миру. И прямо говорили москвичам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».

А начиналось его старчество со слов прав. И. Кронштадтского: «Ты ду­ма­ешь: нет на све­те го­ря боль­ше тво­е­го. А ты вой­ди в чу­жое го­ре… Толь­ко от­ныне и нач­нешь ты жить» 

——————————————————————————————-

(9/22 июня – преставление, 16/29 сентября – перенесение мощей)

Пра­вед­ный Алек­сий Ме­чёв прошел путь к святости, прожив всю жизнь в миру, в городе Москве. Более того, в миру он нес служение старца и достиг прозорливости.

Он ро­дил­ся в 1859 г. в се­мье ре­ген­та хора Чу­дов­ско­го монастыря. В этой семье ца­ри­ла жи­вая ве­ра в Бо­га, про­яв­ля­лось ра­душ­ное го­сте­при­им­ство. Cреди братьев и сестер Алексей выделялся тихим миролюбивым характером.

Он хотел стать вра­чом. Де­я­тель­ность вра­ча пред­став­ля­лась ему наи­бо­лее пло­до­твор­ной в слу­же­нии лю­дям. Но мать ре­ши­тель­но вос­про­ти­ви­лась это­му, же­лая, чтобы он выбрал другой путь – стал священником. Алексей исполнил ее волю матери, ко­то­рую ува­жал и лю­бил. В многолюдной квартире своих родителей семинарист Алексей не имел сво­е­го тихого уг­ла, столь необ­хо­ди­мо­го для за­ня­тий. Чтобы го­то­вить уро­ки, ча­сто при­хо­ди­лось вста­вать но­чью.

***

По окон­ча­нии се­ми­на­рии Алек­сей Ме­чёв был опре­де­лен пса­лом­щи­ком (т.е. чтецом) Зна­мен­ского храма. На­сто­я­тель хра­ма был че­ло­век кру­то­го ха­рак­те­ра, неоправ­дан­но при­дир­чи­вый. Он тре­бо­вал от пса­лом­щи­ка вы­пол­не­ния и та­ких обя­зан­но­стей, ко­то­рые ле­жа­ли на сто­ро­же, об­хо­дил­ся гру­бо, да­же бил. Алексей все сно­сил без­ро­пот­но, и не про­сил о пе­ре­во­де в дру­гой храм. Это не было проявлением бесхарактерности, но его осознанным поступком. Алексей, сохраняя свое внутреннее достоинство, понимал, что часто только посредством подобной жесткости, несправедливой по отношению к поступкам человека, но часто справедливой по отношению к самомнению или лени, которые в человеке сидят, можно изжить эти качества, усмирить «якаяние» в человеке. По­зже отец Алек­сий го­во­рил: ко­гда лю­ди ука­зы­ва­ют на недо­стат­ки, ко­то­рые мы са­ми за со­бой не за­ме­ча­ем, они по­мо­га­ют нам бо­роть­ся со сво­им «яш­кой», как он выражался, — с самомнением и себялюбием.

***

mechev - семьяАлексей женился, родились дети. В жене он ви­дел пер­во­го по­мощ­ни­ка на сво­ем пу­ти ко Хри­сту, до­ро­жил дру­же­ски­ми за­ме­ча­ни­я­ми же­ны и внимал им так, как иной человек внимает  сво­е­му духовному наставнику.

В 1893 г. диакон Алексий был рукоположен во священники и назначен единственным священником маленького храма свя­ти­те­ля Ни­ко­лая «в Клен­ни­ках», на улице Маросейка. Отец Алек­сий ввел в сво­ем хра­ме еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние, в то вре­мя как обыч­но в ма­лых мос­ков­ских хра­мах оно со­вер­ша­лось лишь два-три ра­за в неделю. При­хо­дил ба­тюш­ка к богослужению по­чти к пя­ти ча­сам утра.

***

В 1902 г. от болезни умерла жена о. Алексия. Позднее он рассказывал: «Заперся я у себя в комнате,… изли­вал свою скорбь пред Господом». krondtch_aleksiy_smallЕго знакомые устроили его встречу в Москве с праведным отцом Иоанном Кронштадским. «Вы при­шли раз­де­лить со мной мое го­ре?» – спро­сил его отец Алек­сий. «Не го­ре твое я при­шел раз­де­лить, а ра­дость, – от­ве­тил отец Иоанн. – Те­бя по­се­ща­ет Гос­подь. Оставь свою ке­лью и вый­ди к лю­дям; толь­ко от­ныне и нач­нешь ты жить. Ты… ду­ма­ешь: нет на све­те го­ря боль­ше тво­е­го… А ты… вой­ди в чу­жое го­ре,… и то­гда уви­дишь, что твое несча­стье незна­чи­тель­но…, и лег­че те­бе станет». Это ука­зан­ие о. Алексий при­нял как воз­ло­жен­ное на него Богом по­слу­ша­ние старчества – быть духовным наставником множества людей. К служению старца он был, несо­мнен­но, под­го­тов­лен мно­ги­ми го­да­ми по­ис­ти­не по­движ­ни­че­ской жиз­ни.

Людей, искавших в храме о. Алексия помощи в своем нравственном состоянии, над­ломленные взаим­ной неприязнью, забывших о Боге, о. Алексий встречал с любовью и состраданием. Он имел благодатный дар прозорли­вости. Указание, как поступить в конкретном деле, старец высказывал только раз; если пришедший возражал, настаивал на своем, то о. Алексий уст­ранялся от дальнейшего разговора и не объяснял, к чему приведет неразумное желание пришедшего человека.

***

О. Алексий Мечёв избегал пышных богослужений; тяготился награ­дами — они обременяли его. Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием, а достигали людских сердец правдивостью и пониманием жизни.

Молились на службах на приходе о. Алексия усердно, службы длились долго. Ве­ликий покаянный канон Андрея Критского он читал с плачем, плакали и молящиеся. На пас- хальной заутрене он также пел песнопения со слезами – слезами радости и ликования.

В нижнем жилом этаже своего храма о. Алексий устроил приют для сирот и детей неимущих роди­телей. Дети осваивали там и полезные для них ре­месла.

Он стал посещать находящий­ся неподалеку Хитров рынок, пользовавшийся дурной славой, и проводил там беседы.

ikinopisica_sokolovaДуховная дочь о. Алексия Мечёва, Мария, впоследствии – монахиня Иулиания (Соколова), стояла у истоков возрождения древнерусской канонической манеры написания икон и распространения таких икон в храмах. А ведь до того, в Синодальный период истории Русской Церкви XVIII – XIX веков, иконы писали подобно картинам живописцев.

***

После революции 1917 г. тяжелые жизненные обстоятельства приводили часть людей к пересмотру своих жизненных ценностей и приоритетов: от материальных и статусных – к духовным. От неоправдавшихся надежд на революционный способ улучшения общественной жизни некоторые люди приходили к пониманию, что нравственное, а значит, и социальное оздоровление общества может начаться только с нравственного изменения в конкретных людях.

Пастырская нагрузка на о. Алексия возрастала — слишком многие желали выслушать его духовный совет. У дверей его домика собирались нескончаемые очере­ди желавших исповедаться и получить у старца ответы на свои вопросы.

Протоиерей Алексий Мечёв со­здал приходскую общину, которая воспитала мирян и священнослужителей высокой духовной жизни и одна из немногих общин в Москве выдержала времена са­мых страшных гонений. Впоследствии ее возглавил сын о. Алексия, священномученик о. Сер­гий Мечёв.

***

aleksii_ikonaОтношение московского духо­венства к батюшке было весьма различным. Мно­гие священники признавали его авторитет, част из них были его духовными детьми, но не­мало было и тех, кто критиковал его или относился с подозрением: «да может ли настоящий старец появиться в самом центре городской суеты?»

А современные о. Алексию подвижники Оптиной пу́стыни были его духовными друзьями, например, старец Анатолий (Потапов). Эти подвижники-монахи изумлялись подвигу московского старца «в городе как в пустыне». Старец Некта­рий (Тихонов) говорил москвичам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».

Скончался о. Алексий в 1923 г. Потребовалось служить две заупокойные службы, одну за другой, и множество панихид, чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться и попрощаться с почившим. Мощи о. Алексия находятся в его храме на улице Маросейка.

При жизни о. Алексий говорил своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями и нуждами. И мы имеем множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к стар­цу Алексию.

***

Подводя итог разговору о праведном отце Алексие Мечёве, особо нужно отметить его  прижизненную известность как пастыря, опытного в деле семейного духовного окормления. Приезжая в готовую развалиться семью, он не укорял никого, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений других людей в аналогичных ситуациях, привести каждого из слушающих к осознанию своей роли в ссоре и вызывать у них раскаяние. Души людей смягчались, и именно это позволяло им увидеть пути к взаимопониманию.

mechev_2Старец учил, что любовь к ближним должна начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас свел. Нужно утеснять себя ради блага близ­ких нам людей, перестраивать свою душу, перела­мывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить.

***

На своем при­мере батюшка показал, что при всем житейском шуме крупного города, христианин может быть далеким от привязанности к этому шуму и блеску, вести подлинную духовную жизнь. Если человек не оставляет молитвы. Ведь тогда благодать Божия не перестает действовать в нем и во время его повседневной жизни. Когда отца Алексия спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молиться!»

Второе качество, которое позволило о. Алексию быть подлинным христианином в миру – это то, что он искал прежде всего «Царствия Божия и правды его» (Матфея 6:33). Он воспринимал те или иные житейские обстоятельства своей жизни не как помехи для исполнения евангельских заповедей, а наоборот, принимал их как единственно возможные условия, в которых он только и сможет возрасти духовно. Это подлинное смирение и рождающееся из него спокойствие в своем христианском подвиге сделали о. Алексия способным к старческому служению в самом центре городской суеты.

***

Можно порекомендовать для чтения его произведения: «Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению», «Краткое правило для благочестивой жизни», «Советы девушке христианке», а также проповеди и письма.  Материалы и воспоминания об о. Алексие Мечёве см. на: co6op.narod.ru/txt/books/mechev .