Свт. ЛУКА Войно-Ясенецкий. «Доктор, вам надо быть священником»

luka-vojno-jaseneckij1В са­мый раз­гар ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, в 1921 г., про­фес­сор, глав­ный врач боль­ни­цы го­ро­да Таш­кен­та Войно-Ясенецкий становится священником.  «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это Вы ночью молитесь, а днем людей режете?» — «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?»… 

———————————————————————————————

 (29 мая/ 11 июня – преставление,
5/18 марта – обретение мощей)

 

Святитель и исповедник Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий), архиепископ Симферопольский и Крымский – один из новомучеников и исповедников Церкви Русской. Исповедник – это святой, который открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и, хотя не претерпел мученической смерти, но претерпел гонения за Христа. Святитель Лука – уче­ный с миро­вым име­нем про­фес­со­ра хи­рур­гии и то­по­гра­фи­че­ской ана­то­мии, од­но­го из основате­лей ре­ги­о­нар­ной ане­сте­зии и гной­ной хи­рур­гии.

***

Архиепископ Лука (в миру Валентин) прожил жизнь длиной в 84 года. Он родился в Крыму в 1877 г. в семье провизора. Его отец был католиком, много молился, но по кротости своего характера не принуждал своих домашних принимать католицизм. Сын Валентин унаследовал набожность отца.

Валентин был одарен выдающимися художественными способностями (сохранились его картины); он хотел было поступать в Петербургскую академию художеств. Но им завладела мысль: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Впрочем, впереди было еще несколько лет колебаний, прежде чем Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Он показал блестящие дарования в области медицины, но, к удивлению сокурсников, стал обычным земским врачом. В этом – стержень его личности: желание принести наибольшую пользу людям. Параллельно с трудами врача-практика он продолжает свои научные занятия. Бывало так, что он днем оперировал, а ночью – описывал, зарисовывал и исследовал результаты своих операций.

Валентин Феликсович женился, у них с женой родились дети. В 1919 г. его жена умерла.

***

В 1920-х годах он работал в Ташкенте и посещал заседания церковного братства. Выступления Валентина привлекали к себе внимание. После одного из докладов епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». И Валентин воспринял эти слова как Божий призыв. В са­мый раз­гар ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды про­фес­сор, глав­ный врач боль­шой боль­ни­цы го­ро­да Таш­кен­та Валентин Войно-Ясенецкий при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан. Он так вспоминал об этом: «При ви­де ко­щун­ствен­ных [большевистских] кар­на­ва­лов и из­де­ва­тельств над Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом мое серд­це гром­ко кри­ча­ло: “Не мо­гу мол­чать!”. И я чув­ство­вал, что мой долг – за­щи­щать про­по­ве­дью оскорб­ля­е­мо­го Спа­си­те­ля на­ше­го…»

Вот один пример смелого отстаивания о. Валентином своей веры – его диалог с чекистом, общественным обвинителем. Он состоялся в 1921 г., вскоре после рукоположения о. Валентина: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это Вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?» После такого ответа о. Валентину уже аплодировали даже рабочие. «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы Его видели, своего Бога?» «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил», — аргументированно ответил о. Валентин. Этот случай святитель впоследствии описал в своей автобиографии, которая была названа «Я полюбил страдание».

luka-vojno-jaseneckij2О. Валентин служил иереем три года, а в 1923 г. был избран духовенством во епископа. Он принял монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки и был рукоположен во епископа, тайно от властей. Вскоре владыку арестовывают. На допросе, к удивлению советских властей, святитель сказал о том, что придерживается демократических политических взглядов. Сотрудник ОГПУ спросил Владыку: «Так кто же вы – друг наш или враг наш»? Святитель Лука ответил: «…Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш».

luka-vojno-jaseneckij3Владыка подвергался арестам, пыткам и ссылкам, в том числе, близ Полярного круга, и все это в течение 9 лет. Однако это не ослабило ревность Святителя как исповедника-христианина, как священнослужителя и как врача. В советское время он не снимал рясу ни в больнице, ни в тюрьме, ни на улице, открыто молился перед совершением операции и в тюремной камере.

***

С началом Великой отечественной войны, после всех испытаний, которые причинили ему советские власти, святитель Лука предложил им свою помощь в качестве хирурга. В своей телеграмме он писал: «Про­шу ссыл­ку мою пре­рвать и на­пра­вить в гос­пи­таль. По окон­ча­нии вой­ны го­тов вер­нуть­ся в ссыл­ку. Епи­скоп Лу­ка». Он был вскоре назначен консультантом всех красноярских госпиталей.

В 1942 г. окончился срок его последней ссылки, и он был назначен церковными властями архиепископом Красноярским, однако возможность совершать богослужения у него появилась только в 1943 г., когда был открыт первый храм в Красноярске, единственный на всю Восточную Сибирь.

Святитель Лука был человеком цельным и наивным, непосредственным. После встречи Сталина с архиереями в 1943 году и демонстрации Сталиным более благожелательного отношения к Церкви, архиепископ Лука подумал, что изменилось внутреннее отношение Сталина к Церкви. Владыка радостно говорил об этом в своих проповедях; и сейчас эти его слова читаются с чувством досады, потому что известно, что Сталин как был, так и остался богоборцем. Позднее архиепископ Лука и сам понял это.

В январе 1946 г. за выдающиеся научные работы в области медицины, в том числе, работу «Очерки гнойной хирургии», архиепископ Лука был награжден Сталинской премией; из денежного вознаграждения более половины владыка пожертвовал на помощь си­ро­там и вдо­вам во­и­нов, погибших во время войны.

***

С этого же, 1946 г., и до своей смерти в 1961 г. владыка Лука был управлял Крымской и Симферопольской епархией.

В 1947 г. святитель Лука заканчивает свой научный и богословский труд «Дух, душа и тело». Этот труд – апологетический, то есть, он показывает, что религиозная вера не противоречит науке, но каждая их них обращены к разным пластам той реальности, в которой мы живем. Наука никогда не сможет объяснить природу мыслей и духа человека, «измерить» сам феномен жизни. Но это может сделать вера.

Святитель Лука занимался, насколько мог, благотворительностью в скудное послевоенное время, а сам ходил в поношенной рясе.

Будучи строг, прежде всего, к себе, архиепископ Лука строго следил за благочестием священников своей епархии. Кроме того, он установил строгие, в чем-то даже излишне строгие епитимийные правила в своей епархии.

Владыка был талантливым и грамотным проповедником, но главное – его слово шло от глубины его духовной жизни. Оно и сейчас идет к нам, через сборники его проповедей. Сила слова святителя беспокоила советские власти, и Патриарх Алексий (Симанский) был вынужден просить архиепископа Луку прекратить ежедневно проповедовать. Святитель Лука так отреагировал на просьбу Патриарха: «Как я лишу себя этой радости, если на мою проповедь съезжаются люди со всех концов Крыма…? Люди бросают часы службы и вырываются под разными предлогами из симферопольских учреждений, чтобы только послушать меня. Но я – монах, я должен подчиниться Патриарху».  

Есть свидетельства о чудесных исцелениях, которые совершались по его молитвам во время его  жизни и совершаются уже после его смерти.

Скончался святитель Лука 11 июня 1961 г. (по новому стилю). Его святые останки в настоящее время находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

***

Святитель Лука запомнился всем как человек с железной волей, порядочный и любящий; как человек аналитического склада ума и, вместе с тем, непосредственный в выражении своих мыслей. Мы почитаем его как исповедника веры, строгого к себе и к пастве архиерея, ответственного врача, вдумчивого ученого и вдумчивого проповедника.

Можно порекомендовать для чтения его автобиографию «Я полюбил страдание», его труд о соотношении веры и знания «Дух, душа и тело» и его глубокие и живые проповеди.