Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский — живой святой нашего времени

дни памяти — 2 июля  и 12 октября

Иоанн Максимович_заглавн«…Он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы… Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимо́вич обычно вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию… Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания…» — вспоминал однокурсник  будущего архиепископа Иоанна.

————————————————————————————

Святитель Иоанн (Максимо́вич), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец, – святой XX века.

Михаил Максимович, будущий святитель Иоанн, родился в 1896 г. в Харьковской губернии и был представителем украинского дворянского рода Максимовичей. Он много молился. Больше всего любил читать жития святых, стремясь им подражать и в своем поведении. Праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

Михаил хотел поступить в Киевскую духовную академию, но, из послушания родителям, получил юридическое образование. Его сокурсники отзывались о религии как о «бабушкиных сказках». Михаил же, успешно изучая юридическую премудрость, понимал, что высшая мудрость – это мудрость духовная, потому что она касается нравственных целей, ради которых человек осуществляет всю свою внешнюю деятельность.

Во время гражданской войны семья его отца эмигрировала в Югославию. С тех пор будущий святитель Иоанн находился в лоне Русской Православной Церкви заграницей — РПЦЗ. В 1925 г. он окончил богословский факультет Белградского университета. Однокурсник Михаила, Николай Зёрнов, так описывает будущего святителя: «…Он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы… Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович… обычно вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию… Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания…»

«Блаженное», «не от мира сего», поведение Михаила являлось проявлением его всецелой внутренней устремленности к Богу и было свойственно ему всю жизнь. И эта же устремленность к Небесному питала и деятельную любовь будущего святителя к людям.

Иоанн Максимович_Белград 1934В 1926 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь своего святого предка, митрополита Иоанна Тобольского, жившего в XVII — XVIII веках. О. Иоанн каждый день старался служить литургию, подобно чтимому им праведному Иоанну Кронштадтскому; строго постился. Вслед за святителем Мелетием Харьковским, которого он особо почитал, о. Иоанн принял на себя подвиг бодрствовать бо́льшую часть ночи и никогда не спать в кровати. Спал он несколько часов сидя или лежа на полу перед иконами. О. Иоанн был редким молитвенником. Уже в то время святитель Николай Сербский (Велимирович) давал такую характеристику молодому иеромонаху Иоанну: «Если хотите видеть живого святого, идите в [город] Битоль к отцу Иоанну».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов появляются богословские работы иеромонаха Иоанна.

Иоанн Максимович_Шанхай 1934В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа Шанхайского. Посылая его епископом в Китай, глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) писал: “…Как мою собственную душу,… посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький, тщедушный человек, с виду почти ребенок, на деле зерцало аскетической твердости в наше время всеобщего духовного расслабления”.

Прибыв в Шанхай, владыка Иоанн столкнулся с разгоревшимися в церковной жизни конфликтами. Ему пришлось умиротворять враждующие партии. Такая роль внутрицерковного миротворца ему будет поручена и впоследствии, при его назначении в Сан-Франциско… Особое внимание владыка уделял религиозному образованию.

Владыка любил посещать больных, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти в Китае, владыка буквально «приступом» исходатайствовал разрешение на въезд для своей паствы в США, сутками напролет дежуря у дверей кабинетов чиновников в Вашингтоне. В результате в американские законы были внесены соответствующие поправки. Был эвакуирован и основанный им детский приют, через который в общей сложности прошло 3,5 тысячи детей.

Путь беженцев пролегал через Филиппины. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед местными тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь [для беженцев] каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Иоанн Максимович_добрыйВ 1951 г. владыка Иоанн был архиепископом Брюссельским и Западноевропейским, а с 1962 г. – архиепископом Сан-Францисским.

Облик архиепископа Иоанна мало соответствовал его высокому сану; одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями, а когда и эту обувь он отдавал кому-нибудь из нищих, он ходил босиком, за что на него жаловались предстоятелю РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому), который обязал владыку носить обувь.

У тех, кто видел владыку впервые, возникали самые простодушные мысли на его счет: «Какой удивительный иерарх, и к тому же юродивый во Христе!», но ответом был поворот головы и проницательная улыбка «блаженного иерарха», которому Бог давал знать мысли окружающих людей. В прозорливости владыки обычно также убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых.

Будучи строг к себе, архиепископ Иоанн и паству призывал отучать свое сердце от привязанности к шуму и скоропреходящим утешениям мира сего. Так, когда владка узнал, что некоторые прихожане в день перед воскресной литургией пошли на бал, молча обошёл ряженых – своих прихожан – и ушел. Утром следующего дня он обнародовал свой архиерейский указ, в котором наставлял свою паству: «Священные [каноны] повествуют, чтобы кануны праздничных дней проводились христианами в молитве и благоговении, подготовляясь к участию… [в] Божественной литургии…»

Владыка Иоанн не разделял взглядов ложных взглядов на экуменизм, то есть, на стремление к единству между христианами различных конфессий. Так, владыка считал, что единство христиан не может быть достигнуто путем смешения православного вероучения и опыта духовной жизни с заблуждениями Католической и протестантских Церквей. Но единство христиан должно проявляться в любви к членам других Церквей, в умении слушать друг друга, может выражаться в совместной социальной работе.

Миссионерская деятельность архиепископа Иоанна на Западе: в Европе и в США – была основана на чистоте его православной веры и готовности служить всем своим ближним. В европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что молитва владыки Иоанна была сильной.

Иоанн Максимович_иконаМиссионерские и пастырские труды архиепископа Иоанна принесли обильные плоды; было немало случаев перехода в Православие под влиянием владыки. Один католический священник пытался вдохновить свою молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. Был случай, когда в Париже диспетчер железнодорожной станции задержал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа».

Святитель Иоанн скончался 2 июля 1966 г. (по новому стилю) в возрасте 71 года. Его мощи находятся в Сан-Франциско. Известны чудеса исцелений и помощи по молитвам к святителю.

Архиепископ Иоанн (Максимович) – святой нашего времени. Этот подвижник был весь обращен к Богу, вплоть до юродства в мире сем; он был человеком с двумя образованиями; пастырем, всего себя отдававшим духовному окормлению и социальному служению людям; православным миссионером в условиях Западного мира; целителем и чудотворцем.