«То, что ты получил в этой келье — это от о. Иоанна». Мои поездки в Печоры. Ч.1

uspenskaya-ploshhadТатьяна Сергеевна рассказывает нам: «И я подумала: Как бы поступила я на месте о. Иоанна? Я сказала бы: Что ты купила-то? Куда смотрела?  А он купил у своей хозяйки это некачественное тесто и потом  потихоньку выбросил. И вот я задумалась: либо у него, либо у меня – с головой что-то не так. Обдумала – и с тех пор стала присматриваться к нему, прислушиваться к его словам»…

***

Почему «так много» благодати в монастыре?

Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)

Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)

Женщины в Псково-Печерском монастыре

Монастырь Успенский, монастырь Печерский

Почему пещеры называют святыми

Немного о современной братии

Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

Первая возможность отблагодарить Бога

***

20160826_180326-u-ikonyi-v-fartuke-bez-verhaКаждое лето и зиму я стараюсь ездить в «Печоры» — в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Когда живешь хотя бы несколько дней в монастыре, возвращается такое состояние духа, которое всегда было в первое время, когда только пришел к вере во Христа. Прозрачное такое, ясное; молитва – внимательная и живая.. Души касается особая благодать, сила Божия. Не только в Печорах, но и в других монастырях, в которых я жил.

 

Почему «так много» благодати в монастыре?

Не может быть такого, чтобы некие люди (в данном случае монахи) просто потому, что живут обособленно, ведут свое хозяйство, носят особую черную одежду, — стали бы носителями какой-то особой духовности.

krestyankin-i-o-i-bratiyaОсобая благодать Божия проявляется в монастыре, потому что монастырское братство создается ради Христа и ради следования Его заповедям. По словам Евангелия: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (от Луки 18:28).

Вот только собственные страсти сразу не оставить за стенами монастыря. Поэтому в монашеской жизни есть не только особо благодатные посещения Божии, но происходят и особо сильные падения и искушения, а отказ от добровольных, но уже пожизненно взятых на себя обетов вести монашескую жизнь – невозможен. Однако тем из монашествующих, которые находят в себе веру просить помощи Божией и силы идти дальше, Христос дает победу над разъярившимся грехом. «Дай кровь — и прими Дух», — говорят святые отцы.

Мы же, миряне, щедро черпаем благодать Божию, приезжая в монастырь. Благодать мы получаем, если, конечно, приезжаем с верой, со смирением, а не с настроем: «ну, продемонстрируйте мне, что тут у вас такого духовного?». Если мы приезжаем в монастырь с желанием встретить здесь Христа, приезжаем как в святое место, в котором Он особым образом Своей благодатью действует – то Христос открывает Себя нам и дает почувствовать Свою благодатную силу. По словам святого Феофила Антиохийского: «Покажи мне твоего человека, и я покажу моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат».

Если же человек приезжает в монастырь как турист, «на экскурсию» к древностям, — то он, скорее всего, и увидит здесь только архитектуру.

Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)

Как современная братия монастыря, так и миряне, приезжающие в монастырь, получают благодать Божию не только в дар за свое собственное намерение и слабые усилия стать ближе к Богу, но и по молитвам подвижников предшествующих поколений, которые были известны твердой волей и духовностью своей жизни.

krestyankin-i-osn-fotoОдин из таких подвижников Псково-Печерского монастыря – известный на всю Россию старец архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910 – 2006).

Его келейница Татьяна Сергеевна Смирнова рассказывает нам, посетителям его кельи: «Я стала ему доверять, когда услышала, как он по какому-то случаю рассказывает одному из пришедших к нему людей историю с тестом. Хозяйка комнаты, в которой он жил в молодости (еще будучи в миру), выкроила из своих скудных средств денег на тесто, принесла домой, а оно оказалось негодным. И я подумала, – продолжает Татьяна Сергеевна, — “Как бы поступила я на его месте?” Я сказала бы: ”Что ты купила-то? Куда смотрела?” Или: “Как они так могут? Вот, знают, что люди плохо живут, а подсовывают негодный товар”. А отеkrestyankin-i-o_molodostц Иоанн купил у своей хозяйки это тесто и потом  потихоньку выбросил. И вот я задумалась: либо у него, либо у меня – с головой что-то не так. Обдумала – и с тех пор стала присматриваться к нему, прислушиваться к его словам». «Он, единственный, полностью жертвовал собой, для него не было понятия “устал”… Он – не только правильно говорил и учил, как делают многие. Он  – делал». «А своим духовным чадам отец Иоанн часто говорил: вы все играете, а не живете…» Слова Татьяны Сергеевны передаю приблизительно. Впрочем, можно прочитать ее замечательные книги, которые она написала об отце Иоанне.

В келье отца Иоанна стоит портрет его духовного отца, преподобного старца Глинской пустыни Серафима (Романцова) (1885-1976) и лежит малая мантия преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891), словно милоть (плащ), который перешел от пророка Илии к пророку Елисею как знак преемственности в их служении как пророков и прозорливцев (см. 4 Книга Царств 2:9-14).

Много историй и поучений старца рассказала Татьяна Сергеевна нам, посетителям кельи отца Иоанна. При его жизни именно она переписывала его письма, проповеди, убиралась в келье, ходила за ним, когда он стал немощным. А сейчас, когда отец Иоанн отошел ко Господу, она старается, чтобы пример его жизни и наставления по-прежнему доходили до всех, кто приходит в его келью; Татьяна Сергеевна пишет и книги о нем.

***

v-kele-ioanna-krestyankina_o-evgeniy-i-o-filaretВ келье отца Иоанна чувствуешь особую благодать. Нет, я не склонен специально искать «особо намоленные» места. Но здесь, в месте, в котором жил и молился великого духа и дела человек, внутреннее подтягиваешься, становится стыдно за свою нераскаянность, и чувствуешь, что отец Иоанн встречает тебя и видит твое подлинное лицо. Так бывает, когда общаешься с достойно ведущим себя человеком.

И хотя отца Иоанна телесно уже нет рядом, через его душу, находящуюся сейчас рядом со Христом, действует на паломников кельи свет Христов. Этот свет обличает ту тьму, которая есть во мне. И этот же свет, выявив и обнажив грех, тем самым одновременно и дает возможность отречься от этого греха, нравственно очиститься и просветлеть. Так действует благодать Господня через Его истинных последователей, таких, как отец Иоанн Крестьянкин.

Как и при жизни старца, в его келье паломники получают в благословение от него просфоры и конфеты.

Татьяна Сергеевна напоследок говорит мне: «То, что ты получил в этой келье — это от отца Иоанна».

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)