«Иде в горняя со тщанием…» По пути ли нам с Богом?

 Дорогие братия и сестры! Мы видим, что Церковь Христова особо почитает Божию Матерь и в честь событий связанных с Ее земной жизнью, а так же в честь чудотворных икон с Ее изображением установлено множество праздников. Сегодня мы вспоминаем Покров Божией Матери во Влахернском храме, как символ всепокрывающей любви, защиты и усыновления каждого из нас. Каждый раз, во время вечернего богослужения в честь Богоматери мы слышим один и тот же от же отрывок из Евангелия от Луки, а именно, повествование о том, как Она отправляется в Горнюю страну к своей родственнице Елизавете. Обратим внимание на эти строки, ведь Священное Писание дает весьма скромные знания о земной жизни Божией Матери, но если на страницах Евангелия упоминается Ее имя, то оно упоминается в самых значимых для Божественного домостроительства местах. Сегодняшнее Евангельское чтение — это продолжение повествования о явлении Богоматери Архангела Гавриила и его благой вести. Кажется, самое главное в этой главе уже сказано и это главное зерно остается за границами сегодняшнего отрывка, но на самом деле и далее есть слова, обладающие ценным примером из жизни Приснодевы.

Эти слова звучат так: «иде в горняя со тщанием…». Конечно, здесь идет речь о конкретном городе, в котором пребывала родственница Марии Елизавета, о том, что Мария шла, поспешая, в гористую местность. Но не отрицая буквального смысла, который превалирует в этих строках, мы можем попытаться понять их и аллегорически, т. е. иносказательно. «Иде в горняя со тщанием…» — синодальный текст и другие переводы на русский язык отображают слово «тщание» как поспешность, но если обратить свое внимание на церковно-славянский текст или заглянуть в греческий подстрочник, мы увидим, что это слово можно переводить как «с усердием, ревностью или старанием».

Под словом же «горнее» мы понимаем Божие Царство, спасение, высшие обители, путем в которые и должна быть вся человеческая жизнь. Таким образом, понимая Евангелие духовно, мы видим в этих строках пример Божией Матери, которая действительно всю свою жизнь с усердием и старанием устремлялась в обители своего Сына.

Для нас это наиважнейший пример. Представляя всю нашу жизнь в виде некоего пути, мы должны задуматься, а куда он нас приведет? Когда мы идем по тропинке в парке, мы понимаем куда идем и зачем мы идем… А в жизни, глобально, согрешая, не исправляясь — задумываемся ли мы о том, куда нас приведет этот путь? А тем временем дорога длинною в жизнь всегда имеет свой пункт назначения, и мы сами выбираем его. Конечным пунктом может быть достижение богатства, власти, славы, почета, и все  то, ради чего человек задумал прожить свою жизнь, что является краеугольным камнем, целью существования и объектом всех его стремлений. Но в итоге конец пути один — вечная жизнь или вечная смерть.

С точки зрения здравого смысла целью человеческой жизни может быть только одно — это спасение. Есть люди, которые совершенно не понимают и даже не хотят понять этой, казалось бы, наипростейшей истины. Люди слепы, их зрение затуманено псевдоценностями, насаждаемыми секулярным безбожным, миром. Об этих людях необходимо молиться, привлекать их собственным примером, проповедью. Речь даже не о них, ведь если они, не зная истинного смысла жизни, могут быть хоть сколько-нибудь извиняемы, то мы — христиане – не имеем никакого права жить иначе, чем учит нас Господь.

Однажды крестившись, придя в Церковь, мы выбрали тернистый, но верный путь. Наш путь — это неминуемый труд, так как любая тропа, если она ведет вверх, а не вниз, требует сил, терпения и стараний. Некоторые из нас, из христиан, не просто выбрали правильный путь, но уже стали или готовятся стать проводниками на этом пути, надев не только нательный, но и наперсный крест.

Несмотря на это мы, обладая истинным знанием о смысле жизни, о Боге, находясь в Церкви, зачастую оказываемся ничуть не лучше тех, кто находится за ее пределами. Мы правильно выбрали путь. Почему же мы топчемся в самом его начале? Почему в нашей жизни превалируют материальные ценности, а вместо любви нами овладевает эгоизм? Мы назвались светом мира, солью земли, но почему-то не способны ни осветить, ни осолить и предотвратить гниение этого погибающего во грехе мира. Об этом свидетельствуют слова апостола Иоанна Богослова, сказанные им в книге Апокалипсис: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). Эти слова обличают нашу жизнь, обличают нехристианскую жизнь христиан.

Сегодня, когда проповедь вседозволенности и разврата куда более успешна и приятна людям, общество ждет от Церкви, от нас с вами, от последователей Распятого Христа, исключительно примера любви, нравственности, добродетели, и наша цель заключается в том, чтобы оправдать их ожидания, жить ценностями духовными, а не материальными, любовью, а не эгоизмом, жить, следуя заповедям, данным нам в нагорной проповеди Христа, а не псевдоценностями, которыми заражены подчас даже пастыри и церковные люди. Нам всем необходимо признать, что нас есть за что критиковать, нас есть за что ругать и внешний мир легко может найти в нас пороки, которые станут позором для нас… Сегодня не надо спорить с каждым, кто бросил в нас грязью, надо просто принять во внимание свои недостатки и работать над собой честно, с каждым днем приближаясь к Богу. Сегодня, как никогда в наших руках Крест Христов и мы призваны быть всему миру образом веры, любви и добродетели — это и есть наш путь в горняя, который молитвами Божией Матери да поможет нам Господь совершать со всяким усердием, ревностью и старанием. Аминь.

 иерей Владислав Малышев