О воскрешении сына Наинской вдовы

Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице – О чудесном воскрешении сына наинской вдовы (Лк., 30 зач., VII, 11-16.)

После возвращения здоровья рабу Капернаумского сотника даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Господь воскрешает мертвого, «единственного сына у матери, а она была вдова», которого уже выносили. Данный евангельский отрывок представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах города, когда-то потеряла человека, которого в юные годы она так возлюбила, что оставила отца, и мать, и все, чтобы быть с ним; и от их любви родился сын, в которого они вложили, вероятно, всю свою надежду, всю свою ласку, который, как им думалось, успокоит их последние дни, поддержит их старость, утешит их во всяком горе. И вот умер муж, первая любовь этой женщины, и теперь она хоронит своего сына.

Эта картина как бы сейчас перед нами. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, вероятно, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа. Она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. Христос пронзен жалостью и состраданием, и обращается Он к ней со словами, которые как бы сразу уже говорят о том, что пришел конец горю: «Не плачь!» Он не говорит: «Утешься, твой сын воскреснет в последний день». Он не говорит ей о том, что это – общая судьба людей и что ей выпала особенно горькая доля, но Господь не оставит ее. Но Он говорит: «Не плачь!» И она останавливается вместе с шествием, и Христос Своим державным словом возвращает к жизни последнюю ее надежду, все, что у нее оставалось, и не только на земле, а то, что ее соединяет с вечностью, ибо любовь срывает преграды и смерти, и расстояния, и времени и переносит нас в вечность.

Многим за последние десятилетия пришлось пережить горе, подобное горю этой матери. Сколько погибло мужей в войнах, в болезнях. Сколько детей погибло преждевременно и сколько слёз материнских пролито. И каждой матери говорит Господь: «Не плачь, поверь! Не ищи своего сына, своего мужа, свою любовь где-то в прошлом: в прошлом только прошедшее; но любовь не умирает, любовь крепче смерти, любовь уже соединяет нас и на земле, и в вечности».

Под образом вдовы, лишившейся своего мужа, можно также видеть и душу, лишившуюся слова Божия. Сын её – это ум, умерший и выносимый вне города – вышнего Иерусалима – который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума – тело. Постольку тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным.

Кто не претерпел вдовства, не схоронил сына, ребенка своего, не пострадал таким образом – и те порой оказываются перед крушением всей жизни. Бывает, что человек живет надеждой, живет близостью Бога – и вдруг эта жизнь, эта надежда, эта радость приходят к концу. Бывает, что человек в течение целой жизни носил в своем сердце, как мать носит дитя под сердцем, мечту, любовь, надежду – и приходит время, когда вдруг каким-то непонятным образом все сокрушается, все умирает, и человек остается, как эта вдова наинская, как эта мать, хоронящая своего сына: все прошло, все умерло, ничего не осталось…

И говорит нам тогда Христос в Своем великом сострадании: «Не плачь, остановись, Я тут!» И своим Словом может Он восстановить в наших сердцах, в наших душах и жизни все, что пропало как будто бесследно.

Поэтому научимся и мы от Христа, с каким состраданием относиться к горю человеческому; с какой любовью Он сказал эти слова: «Не плачь!» – чтобы эта женщина не была оскорблена, унижена, возмущена такими словами. Нам надо научиться так говорить, чтобы слова наши о надежде, о вере, о жизни, о Боге были не оскорблением, не унижением, не причиной гнева, а утешением и радостью; и через нас должно часто-часто приходить человеку и утешение в горе земном, и возрождение вечной надежды и силы жить…

Дай нам Господь такое сострадание, такую любовь, чтобы те, кому мы скажем слово веры, надежды и утешения, ожили бы, ожили вечной надеждой, всепобеждающей верой и уверились бы, что все, до конца, побеждает любовь – и Божия, и человеческая.