Отвергнись себя, и возьми Крест свой…

Сегодня, в неделю по Крестовоздвижении, в Евангельском чтении мы слышали призыв Спасителя к Своим последователям о необходимости несения креста: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34). Тем самым Господь определил единственный возможный путь для спасения — путь страдания и скорбей.

Вся земная жизнь Христа —  путь без чести и славы. Сам Бог, воплотившееся Слово, вторая Ипостась Святой Троицы, Творец всего мира, приходит в этот мир, не в славе Бога, а в бесчестии, как самый последний раб. Он рождается не на белых простынях дворцового уюта, а рядом со скотом в хлеву на соломе. Детство и отрочество проходят в египетском изгнании, а после возвращения в Назарет юный Спаситель тяжелым трудом начинает зарабатывать на пропитание. Явив Себя миру как Мессия, творя великие дела — терпит насмешки и унижения. И, в конечном итоге, бесславно заканчивает земной путь, как преступник, через позорную казнь на кресте.  Божественная воля распорядилась именно таким образом, чтобы Бог-Сын отошел в небесную славу Бога-Отца через страдания и боль. 

Этот же путь предлагается всем христианам: «…если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). Святые отцы нас предупреждают, что ни добрые дела, ни милостыня, ни всесожжения и жертвы не приведут нас в небесное царство, они всего лишь обязанности, которые христианин обязан творить по долгу любви.

«В настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей», — говорит иг. Никон Воробьев. А прп. Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Его».

Неизбежны внешние страдания, неизбежны внутренние скорби, и лишь покорность Богу, предание себя в его волю, соединяет наш личный крест с Крестом Спасителя, делая его благим и легким. Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил, что всякий подвижник благочестия должен с благодарением принимать от Бога всякое скорбное обстоятельство, так как оно посылается верным чадам на благо и к духовному преуспеянию. А людям, Бога не знающим или враждующим с Ним, скорби посылать смысла нет — они еще больше возропщут и похулят Творца. От того в мире царит такая несправедливость, когда праведник страдает, а нечестивый живет преуспевая.

Важно понимание того, что собой для современного христианина представляют скорби. Таких внешних гонений, какие были у первых мучеников, или внутренних духовных борений, как у преподобных, по милости Своей Бог сегодня нам не посылает, но при этом предлагает потерпеть в малом: не ответить грубостью на грубость, сносить клевету, в болезни не роптать, смиряться перед волей начальства, не потакать своим страстям и т.д. Господь даже через такие незначительные лишения предлагает приобрести бесценные дары, о чем далее Он и говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35).

Тысячами лет исчисляется возраст Христовой Церкви, и за это время последователи Спасителя, несущие за Ним своей крест, ни разу не постыдились Его слов и уже в этой жизни на земле увидели славу Божию. Именно словами этого обетования и заканчивается евангельское чтение дня: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Аминь.

диакон Алексей Дьячковский