«То, что ты получил в этой келье — это от о. Иоанна». Мои поездки в Печоры. Ч.3

pesheryГлавное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми святыми подвижниками, которые в них захоронены. Мне запомнился рассказ про владыку Георгия (†1949): «…Ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию…»

______________________________________________________________________

1. Почему «так много» благодати в монастыре?

2. Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)

3. Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)

4. Женщины в Псково-Печерском монастыре

5. Монастырь Успенский, монастырь Печерский

6. Почему пещеры называют святыми

7. Немного о современной братии

8. Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

9. Первая возможность отблагодарить Бога

***

Почему пещеры называют святыми

В пещерах, на которых вырос монастырь, с древних времен делаются захоронения. Какие-то захоронения закрыты плитами с надписями, а какие-то гробы стоят прямо один на другом. По особому чуду Божию в пещерах нет никакого неприятного запаха.

Всегда, когда мы видим покойника или гроб, видим смерть, мы отрезвляемся, «приходим в себя». Мы ясно осознаем, что нам и самим предстоит перейти в вечность, предстать перед Богом. peshery-2Конечно, мы
можем столкнуться со смертью, оказавшись на обычном кладбище или морге. Но дело в том, что в пещерах Псково-Печерского монастыря похоронены, в том числе, святые люди. Поэтому эти пещеры и называются святыми.

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми подвижниками, которые в них захоронены.

Среди этих захоронений мы встречаемся не только со смертью, но и с будущим воскресением людей. Потому что эти люди, которые в центр своей жизни поставили Христа, будут им воскрешены. И перед мощами этих святых людей мы молимся им о благодатной помощи.

Среди святых, похороненных в пещерах, — преподобные насельники монастыря прошлых веков: Марк, Иона и Васса, Лазарь Прозорливый.

Мне особо запомнился такой рассказ монаха, нашего проводника по пещерам: «…А в этом месте похоронен владыка Георгий (Садковский), Псковский и Порховской (†1949) – ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию». Долгие годы он находился в заключении в тюрьмах и лагерях. Сейчас собираются материалы для его прославления в лике святых.

В пещерах похоронен и митрополит Вениамин (Федченков) (†1961), известный церковный духовный писатель (см., например, его книгу «Размышления о двунадесятых праздниках»). Мы помолились также у захоронений Великого Наместника о. Алипия (Воронова) (†1975), сохранившего монастырь от закрытия; старца о. Саввы (Остапенко) (†1980), старца о. Иоанна Крестьянкина и многих других подвижников. О них подробнее можно прочитать в известной книге владыки Тихона (Шевкунова) «”Несвятые”  святые».

Немного о современной братии

На сегодняшний день среди братии остался только один старец – о. Адриан (Кирсанов, род. 1922). Он известен на всю Россию, но находится уже в очень преклонном возрасте и почти не принимает.

В монастырь приходят люди с разным прошлым в миру. Кто-то – бывший офицер ВДВ, кто-то – морской пехотинец, кто-то – сын священника, кто-то – музыкант… А есть послушники, которые еще в совсем молодом возрасте ушли в монастырь.

Примером для братии служат духовно опытные монахи. Мне запомнился случай, как один пожилой архимандрит взял куртку, которую приехавший в монастырь паломник держал на коленях (он не знал, где вешалка), сам отнес и повесил на вешалку…

Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

Верующие люди нередко приезжают в монастырь в качестве паломников, главная цель которых – помолиться на богослужениях и в святых местах монастыря, исповедаться и спросить совета духовников.

Конечно, та благодать, которую дает тебе Бог в монастыре, уже сама по себе вразумляет тебя, и ты pechoryi-avg15_8-s-rebyatami«приходишь  в себя». Но лучше приезжать в монастырь в качестве трудников (пусть и только на 3, 7, 15… дней). Трудник трудится на одном из послушаний в монастыре. Это даст возможность помочь святой обители, пообщаться с послушниками и монахами, хотя бы немного прочувствовать уклад и дисциплину монастырской жизни, как бы, отчасти, стать человеком, живущим в монастыре. А значит, с помощью Божией, и в большей степени изменить к лучшему свою душу, чем при паломничестве.

Для этого нужно придется потерпеть, не выпячивать свое мнение, подчиняться распорядку монастыря, во время послушания спрашивать благословения у старших. Это нужно не им, а нам самим, — чтобы отучить себя от самомнения, привычки считать себя всегда правым и наиболее верно оценивающим все происходящее, от заблуждений на свой счет.

Через несколько дней пребывания в монастыре ты уже не только чувствуешь особую благодать, но и могут проявиться ропот, упрямство, осуждение, лень. Что же, не только монахи, но и мы, миряне, свои страсти и самолюбие за стенами монастыря оставить сразу не можем. Будем молиться – прибегать к Христу Богу за помощью, смиряться, то есть, стремиться мирно принимать все обстоятельства и развивать в себе стойкость.

Есть одно характерное искушение для живущих в монастыре паломников и трудников – это болтовня: на послушаниях и вечером в своих комнатах. Это опустошающие разглагольствования на духовные темы, взаимные «наставления» и споры.

Если избегать всего этого, а с молитвой, в смирении духа и немногословии задать свои вопросы монастырским батюшкам-иеромонахам, простым монахам, а может быть, и послушникам или даже опытным трудникам, годами живущим в монастыре, то можно получить действительно духовно полезные ответы.

К батюшкам удобнее всего подойти на Исповеди; после богослужения; после обеда (т.е. около 13.30). Беседы с людьми, приезжающими в обитель, проводит схиархимандрит Никон около 14.30 в Сретенском храме.

Не стоит ждать, что монастырские духовники разрешат за нас все наши личные духовные вопросы. Какие-то вопросы останутся без ответа, и нам самим нужно будет на что-то решаться, и, пусть и совершая ошибки, пробовать идти вперед, ко Христу.

Первая возможность отблагодарить Бога

Около монастыря ждут люди, просящие милостыню. Среди них немало бездельников, людей выпивающих или фантазеров. Жертвуемые этим людям деньги позволяют им все дольше и дольше жить в этих пороках. Таким людям лучше помочь продуктами, а не деньгами, и обязательно – попросить их самих молиться Богу, чтобы Он дал им силы измениться. Вода камень точит, и кто-то из них эти слова может услышать.

Но встречаются и люди, которые сами действительно не в силах выжить, не по своей вине. Они едут к монастырю в надежде получить помощь от христиан, а встречают наше нежелание потратить немного времени и сил, чтобы поговорить с ними и попытаться оценить честность их слов.

Один монах, из монастырской кухни, занимается кормлением обедами опустившихся и материально необеспеченных людей. Он рассказывает: «Мрут они, многие… Вот, сейчас – старики, молодая женщина с двумя детьми сюда приходят».

Я сам видел этих двух детей – смышленые, играют вокруг домика, в котором монахи раздают пищу.  Монах с кухни продолжает рассказывать про их мать и других людей, приходящих за пищей: «Они пьют. Да, мы не только кормим, я и духовные разговоры с ними веду, но они все равно пьют. Но если я ее детей не накормлю, вина перед Богом будет на мне».