Гадаринский бесноватый и наше время

Сегодня за воскресным евангельским чтением мы слышали историю о Гадаринском бесноватом, о котором повествуют все синоптические Евангелия. Попробуем провести ее анализ.
Когда Господь сошел на гадаринский берег, Его тотчас встретил человек, одержимый нечистыми духами, которые вопреки тому, что не могли терпеть присутствия Господа, все равно приблизились к своему Создателю и Господину, тем самым засвидетельствовав Его власть над собой.
Как так получилось, что этот человек стал одержимым – история умалчивает, но, видимо, это произошло по какой-то серьезной причине, раз тот, кто призван стать сосудом благодати Божьей, стал вместилищем дьявольской силы.
Гадаринский бесноватый по-другому еще называется одержимым, и, вероятно, это потому, что между этими понятиями нет существенной разницы. Однако некоторые церковные источники их все же различают. И мне бы хотелось поразмышлять по этому поводу и поделиться некоторым личным опытом.
Однажды  в одном известном монастыре мне сподобилось помогать на кухне за чисткой овощей для приготовления трапезы монашествующим и мирянам. Нас, таких помощников, было много, человек до пятнадцати, большая часть которых уже давно работала при монастыре. А начальницей «пищеблока» была одна очень благочестивая мирянка в годах, которая так же, наравне с другими, готовила пищу. Послушание проходило за мирными разговорами в духе христианской веры. Но вдруг, случайно, разговор коснулся некоторого эпизода личной жизни этой женщины. Дальнейший разворот событий, честно сказать, меня несколько поразил и сконфузил. Эта начальница изменилась в лице и начала громко ругаться самой грязной, черной бранью в свой адрес, посылая различные проклятия. Никто из присутствующих  при этом не оставлял работы, игнорируя происходящее, словно ничего особого не происходило. Но, благо, этот приступ длился недолго, и  вскоре самообладание к ней вернулось. Она извинилась и пояснила, что несет тяжелый крест некой бесноватости, которая проявляется в ней таким неблаговидным образом.
Эта мужественная женщина, страдая тяжелым недугом, все равно оставалась достойной верующей христианской со светлым рассудком и свободной волей. Она давно трудилась в монастыре и регулярно участвовала в Христовых Таинствах. Подобный случай мы можем встретить в рассказах Н.А. Мотовилова о себе самом.
А вот другой случай, свидетелями которого пришлось стать нашему настоятелю вместе с нами – двумя алтарниками прихода. Находясь в паломничестве в одном из монастырей, мы присутствовали за богослужением в храме, где находится рака с мощами Святых угодников. Там же молились одна женщина с болящей  девушкой (по всей видимости, дочерью). Недуг заключался в том, она не могла стоять спокойно на службе и постоянно кричала, издавая страшные звуки. И только лишь после того, как ее подводили к раке со Святыми мощами, она немного успокаивалась до следующего приступа. Некоторые церковные авторы подобное явление называют одержимостью, имея в виду полное подчинение своей воли злому духу. Если в первом случае, вне приступа, человек дает отчет своим поступкам, имеет свободу воли и действий, то в последнем случае он полностью порабощен воле духа злобы и нуждается в опеке со стороны других людей, так как является недееспособным, а также представляет опасность для самого себя и окружающих.
По всей видимости, гадаринский одержимый был полностью неуправляем, безумен и не способен себе помочь или попросить  помощи у других. К тому же, доставлял много неудобств людям, живущим по соседству. Поэтому его и пытались изловить и заковать в цепи. А цепи, как говорится, он рвал. Но каким образом человеку можно порвать толстый металл руками, словно нить? Железо тверже костей, и, скорее всего, первыми сломались бы они, чем спали оковы. Современной медицине известны подобные случаи, когда психически больные обладают сверхъестественной силой, например, разгибают решетки на окнах, пытаются все вокруг себя разрушить, а с хрупкими женщинами не в силах бывают совладать несколько сильных мужчин. Все это, как и у гадаринского страдальца, свойства безумия, подкрепленные бесовской энергией, которая не умеет созидать, а только разрушает. Сокрушает  оковы и целые города стирает в пыль.
Безумство одержимого не давало ему покоя, он жестоко страдал: кричал и бился о камни. Бесы, когда начинают обладать человеком, не удовлетворяются только его садистским бичеванием; они желают достичь окончательной цели – погубить его в таком состоянии, чтобы временные мучения заменить на вечные. Так дух уныния заставляет человека свести счеты с жизнью. Обезумевшего от пьянства пытаются посадить за руль автомобиля или выгнать на улицу в мороз, чтобы убить переохлаждением. Умудряются пьяных даже в луже утопить. Жизнь гадаринца была во всех отношениях полным мраком: жил он во гробах, соседствуя с мертвецами. При этом все же оставался человеком со всем набором человеческих чувств — испытывал боль, холод и голод. А голод, как говорится, не тетка — пирожка не подаст. Гадаринский бесноватый тоже должен был что-то есть и пить. Возможно, местные жители из сострадания могли ему оставлять еду, может быть, он ловил диких животных, а может, и ел трупную плоть. Это вполне возможно, так как безумству каннибализм не помеха. Древние историки свидетельствуют: когда в осажденном войсками Тита Иерусалиме наступил голод, люди, отступившие от Бога, доведенные до отчаяния, ели своих мертвых соплеменников, а матери —  своих детей. Такое горе постигло Вечный Город за богоотступничество.
Но вот наступает долгожданное избавление — в ад его души приходит Спаситель и повелевает бесам выйти из него. Но они просят Господа не посылать их в бездну, откуда выйти уже не смогут, а молят о том, чтобы позволил им перейти, ну хотя бы, в свиней. И Господь им это позволяет. Для чего такая честь? Ушли бы они в ад, и делу конец, а тут еще хрюшкам такая беда? Дело в том, что человек лучше всякой прочей твари. И в назидание нам Спаситель производит этот акт. К тому же, жители той страны нарушали закон кашрута, выращивая запрещенных законом животных.
Иногда бесов называют «апостолами» нашего времени. Хотят того демоны или нет, все равно они «работают» на прославление имени своего Творца. Часто современный человек, даже если и верит в существование Бога, то представляет Его себе неким  безликим, абстрактным, пантеистическим. И о дьяволе имеет такое же представление — как о некоем абстрактном мировом зле. Возможно, по этой причине, Господь не утаил свойств бесовской природы — показал нам, что и они реальные, со свободной волей, существующие во времени и пространстве, и что по своему желанию не способны даже в свинью войти.
Игумен N в книге «Сокровенный Афон» повествует о некоем монахе, бывшем английском лорде, который начал свой путь к Богу после того, как столкнулся с появлением демонской силы во время колдовских обрядов индейцев Габиза. Он сделал простой вывод: если есть дьявол, значит, есть и Бог. Многие подобным образом уверовали в Бога.
И вот гадаринский бесноватый исцелен. Он возблагодарил Христа и пошел, славя, проповедовать Его имя. Чего не скажешь о жителях тех земель, которые, видя явное чудо, попросили Его скорее уйти  по причине созданного для них неудобства.
Современный мир и по сей день продолжает «пасти свиней» — плодить нечистоту и грех. И так же, как в евангельские времена, Христос мешает миру грешить. Закон морали препятствует разврату. Голос Церкви раздражает «свинопасов», поэтому она всегда находится в состоянии гонения.

А для нас, христиан, Господь на века дал понять, что свиньи – это образ непотребной жизни, и кто им уподобится, того неминуемо ждет их же участь: от мирного пастбища бесы погонят нас к пропасти, чтобы скинуть с крутизны и утопить в море житейских страстей. Как же часто бывает, что Господь, как и в то время, приходит к нам домой, совершает великие чудеса, очищает наше личное пространство для безмятежной жизни — и вдруг после этого оказывается здесь лишним. Вместо того, чтобы попросить Его остаться в нашем доме как можно дольше, мы просим Бога скорее покинуть нас, по той причине, что нам более дорог нечистый греховный образ жизни. И после этого возникает закономерный вопрос: а не был ли гадаринский бесноватый наказанием таким людям? Людям, которые, видя перед собой живое исполнение всех пророков, вдруг попросят Его скорее уйти. Не мешай нам, Господи! Не лишай нас запретных удовольствий! Не безумство ли это? Страшное безумство. Быть может, кто-то из таких людей станет следующим бесноватым? Упаси нас от этого Бог! Аминь.