«Исполните то, что вам уже доступно, и вам откроется большее»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь предлагает нам евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Притча это не вызывает у нас особых сложностей при ее толковании, более того — она строга и весьма прямолинейна. Настолько прямолинейна, что иногда нам хочется эту притчу забыть.

Речь идет о двух людях — один богач, имя его не называется. Очевидно, что имя этого человека было широко известно в той местности и кругах его общения, однако Евангелие пренебрегает его именем. Ровно то же происходит и с жизнью этого человека. Столь почитаемый на земле, его слава заканчивается вместе с его смертью.

Рассмотрим судьбу второго персонажа притчи — Лазаря. Претерпевая унижения на земле, он оказывается во славе на небе. Слава его была связана не с тем образом жизни, который он вел. По мысли митрополита Антония Сурожского: «Созерцали душу его ангелы Божии; созерцали: дивились этому терпению, смирению, унижению безропотному, спокойному». Из притчи мы видим, как относится богач к Лазарю: Лазарь желал напитаться крошками, падающими со стола богача. Желал и не мог. И сама природа была на стороне Лазаря, так как проходящие псы лизали ему раны.

Жизнь каждого человека проходит между этими двумя полюсами. С одной стороны слава богача, ослепляющая к страданиям и нуждам ближнего и возвышающая над людьми более простыми. Множество раз мы наблюдали, как достигшие земных успехов люди никак не считаются с нуждами и мнением простых людей. Они считают себя выше, забывая, что являются точно такими же людьми, имеющими такие же нужды и радости. С другой стороны жизнь Лазаря, который смиренно претерпевает унижения от людей.

Эта притча знаменательна не только контрастом жизни этих двух людей. Мы видим как богач просит у Бога послать Лазаря к его братьям. Даже здесь, перед лицом Бога, он считает, что имеет право распоряжаться Лазарем! Но Бог ему отвечает, что для этой цели у людей есть Моисей и пророки. Богач хочет, чтобы его ближние получили аргумент, который развеет все их сомнения в Боге. Этот аргумент будет воскресший Лазарь, которого Бог может к ним послать.

Желание богача часто относится и к нам самим. Бывала ли в нашей жизни молитва, в которой мы у Бога просим явить нам какое-то чудо или слово, чтобы оно было ясно и явно направлено лично нам? Ведь в таком случае мы, или наши близкие будут просто вынуждены поверить. Но Бог такие наши просьбы не исполняет, потому что там, где появляется принуждение, так пропадает свобода, а именно свобода является главной ценностью нашей веры. Господь дал нам Евангелие — не просто книгу, а Живое Слово, которое открывается нам не через просто знание, а через его исполнение.

Постараемся от всей души исполнять слова Евангелия. Будем помнить пример людей Ветхого Завета, отторгнувших сначала Божии заповеди, а потом отвергших с Самого воскресшего Спасителя. В нашу жизнь уже вошло Живое Слово, Благая весть, и мы зачастую колеблемся, исполнить ли его. Подумаем о героях сегодняшней причти, о богаче и Лазаре, и услышим в этих словах предупреждение Христа: «исполните то, что вам уже доступно, и вам откроется большее». И тогда жизнь, смерть, воскресение Христа станут, по мысли владыки Антония, наши, как опыт нашей жизни. И тогда в нас начнет бить ключей вечная Божественная жизнь, которая будет просвещать наши ума и сердца и изливаться на окружающих.

Аминь!