Об исцелении скорченной женщины

Сегодня Церковь предлагает нам Евангельское чтение об исцелении женщины, которая восемнадцать лет имела духа немощи. И происходило это, как и многие другие исцеления, в субботу в одной из синагог. По закону иудейскому в субботу – день покоя – исцелять, как и делать какую-либо другую работу, было нельзя. Иисус, увидев скорченную женщину, подозвал и сказал ей: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (ЛК, 13;12-13). Этим Он вызвал негодование начальника синагоги. В ответ на его возражение об исцелении в субботу Иисус говорит: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли его поить? Сию дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк, 13;15-16).

Чем же Христос вызвал негодование начальника синагоги? А тем, что Он, по мнению этого иудея, «нарушил» заповедь божию о хранении субботы (дня покоя). В негодовании тот обращается к народу, говоря, что есть шесть дней: «В те дни приходите и исцеляйтесь, а не в день субботний». Для него формальное исполнение буквы закона превыше той любви к Богу, о которой и говорит эта заповедь. Поэтому Господь и называет его лицемером. А то, что эта исцеленная женщина после своего исцеления восславила Бога — для него не имеет значения. Формально нарушена «буква» закона. И это неприемлемо для понимания его. А если Бог разрешает в те дни покоя заботиться о бессловесных тварях: развязывать свой скот и вести его на водопой или давать скоту корм, то наипаче и о человеческих нуждах и немощах? Человек не выше ли домашнего скота?
Женщина находилась под властью сатаны долгие годы. И была скована им телесно. Мы не знаем причин, почему была эта женщина мучима сатаной. Может быть, она была оставлена Богом за какие-нибудь преступления, как пишет Феофилакт Болгарский, ибо он (сатана), когда попускается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей. (см. Иов. 2; 6-7).
Наша же душа тоже бывает «скорчена» и находится в оковах диавола. Наши грехи (страсти, влечения, дела, слова…) удаляют нас от Бога и позволяют сатане овладевать нами. Долгие годы, а часто и всю жизнь, мы страдаем от этого и душевно, и телесно. Страдаем, но не ищем встречи с Богом, чтобы услышать, как и та скорченная женщина: «Ты освобождаешься от недуга твоего». Душа же наша бывает «скорчена», когда она склоняется к заботам только о земном, житейском и не помышляет ни о чем небесном. Молитва, покаяние, Церковные Таинства помогают нам распрямить «скорченную» душу, если мы с открытым сердцем и покаянным чувством идем к Нему.
Аминь.