Путешествие на Афон

Сборы были недолгими, но волнительными. Приход провожал нас святыми молитвами и большой горой записок о здравии и о упокоении. Мы прекрасно понимали, что Ангелы Божии, еще прежде, разнесли эти имена по обителям и скитам Святой Горы, а нам оставалось лишь послушание прочесть эти записки и помолится о тех, кто нам недостойным заповедал молитися о них.
В это осенне-зимнее время уже нет прямых рейсов из Санкт-Петербурга в Салоники, поэтому пришлось делать пересадку в Первопрестольной. Три часа в «Шереметьево» пролетели быстро благодаря записке, в которую была вложена пятитысячная купюра. Наша безвестная благотворительница написала на листочке: «Это нашим путешественникам на кофе и завтраки в пути».
Вот объявили посадку и воздушное судно направляется к берегам солнечной Эллады. В аэропорту «Македония» нас действительно встречало солнце и не менее солнечная улыбка Александра — нашего гида и студента Афинского университета. Он будет с нами неотлучно во все дни паломничества по святыням Греции, будет рассказывать о монастырях, истории и традициях этой древней земли. С нами будет также автомобиль, исключение составит лишь Святая Гора. Машину придется оставить у гостиницы, в приграничном с Афоном городке. По пути из аэропорта заезжаем в монастырь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

monastyir-sv-anastasii-uzoreshitelnitsyi
Монастырь св. Анастасии Узорешительницы

 

К сожалению, в 2012 году честная глава этой святой мученицы была похищена и не найдена до сих пор. Поем величание, прикладываемся к святыням, и к заходу солнца прибываем в Уранополис.

Уранополис
Уранополис

Размещаемся в гостинице, которая, после двойного авиаперелета, подарила нам безмятежный сон, как говорится в одной из вечерних молитв, «во упокоение немощи нашея», в предвкушении одного из самых удивительных путешествий.

С рассветом торопимся получить Диамонитирион — специальный документ. Он дает право посетить Святую Гору, найти ночлег и питание в монастырях. Диамонитирион, как правило,а дается на четыре дня, а по подписям на документе, видно, кто председательствует в этом году в Протате — органе управления всеми монастырями Святой Горы.

Диамонитирион
Диамонитирион

Все делаем очень быстро и с поспешностью бежим на корабль, который в сиянии солнца, по сверкающей бирюзовой глади Эгейского моря, несет нашу сбывающуюся мечту к Святым берегам Афона.

Вот и монастырь Дохиар, отсюда начинается путь-дороженька по тропам Святой Горы.

На пристани у монастыря Дохиар
На пристани у монастыря Дохиар

Дохиар – один из самых древних монастырей на Святой Горе, он упоминается ещё в документах X века. Основал эту обитель прп. Евфимий Дохиар. «Дохиа́р» — значит «келарь», заведующий продовольственной частью монастырского хозяйства. В этой древней обители находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница». Икона находится справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. Молимся у святыни, рассматриваем древние фрески святой обители и направляемся дальше к не менее древней обители Ксенофонт. Там под сводами старого соборного храма ХI века хранятся чудотворные иконы святого великомученика Георгия Победоносца и Одигитрии-Путеводительницы.

Одигитрия - Путеводительница
Одигитрия — Путеводительница

Эта икона Богоматери с незапамятных времён пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря Ватопед и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре, однако, ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте, отстоящем в трёх-четырёх часах ходьбы от Ватопеда. Конечно, немедля были посланы туда несколько отцов для перенесения святого образа обратно в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

На пути в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

Яркое и теплое, уже высоко взошедшее солнце заствляет снять куртки. Идем оливковыми рощами, не переставая удивляться увиденному, по святогорским тропам и дорогам. Наш путь лежит дальше, — в полутора часах ходьбы от Ксенофонта, находится не менее известный Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Уже издалека увидели высокие стены и храмы знакомой по картинам и фотографиям обители. Русский монастырь встречал нас тишиной и начинавшимся вечерним богослужением. Быстро разместившись в уготованных для нас келиях, поспешно бежим в храм, где вливаемся в общую монашескую молитву. Мельком смотрим на часы и ничего не можем понять. Дело в том, что на Афоне висят двое часов, одни указывают греческое, а другие византийское время. Обители на Святой Горе живут по византийскому времени. Объяснить это можно примерно так: когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь. С восходом солнца начинается новый день.

Закат в Русике
Закат в Русике

С заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на вечернюю службу, после которой ужин и все расходятся по кельям. После полуночи, в 1:30 по греческому времени, начинается утреня, которая, уже при восходе солнца, заканчивается литургией. Антифонное пение и стройный ход уставного богослужения красив и величественен. В конце каждого богослужения поклонение многочисленным святыням монастыря, среди которых и честная глава святого великомученика, и целителя Пантелеимона. После этого начинается трапеза. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы и на это время. Длится трапеза всего 10 -15 минут. Все вместе: и игумен монастыря, и братия, и гости обители, садятся за общий стол. Во время трапезы читается святоотеческое поучение. Изрядно проголодавшись, стучим ложками по монастырским мискам и внимаем чтению. Во время молитвы и трапезы всматриваюсь в лица монахов — красивые эти лица, в них чистота и молитва. Ночное богослужение и плотный завтрак придали много сил, они нам еще нужны для дальнейшего пути, и мы направляемся дальше. Впереди переезд в Дафни, пересадка на небольшие автомобили и в Кариес — столицу Афона. Трясемся по грунтовым дорогам, всматриваясь в красоты гор, холмов, оливковых рощь и временами появляющегося моря. Дорогой шутим и радуемся, настроение у всех великолепное.

— А от чего Кариес? Это что за название такое? Мечта стоматолога,- с шутливой ноткой в голосе, спрашивает о. Алексей. На такие вопросы у нашего гида Александра есть всегда готовые ответы.

— Это небольшой городок, находящийся в южной части Афонского полуострова, — рассказывает Александр, — на высоте 370 м над уровнем моря. Здесь располагаются высшие органы управления «монашеской республики» — Священный Кинот и Священная Эпистасия.
По преданию, Кариес или, по другому произношению Карея, основан первыми афонскими монахами, назвавшими его Протат от имени Прота. Название Кариес более позднее и, по всей видимости, город был назван так из-за большого количества ореховых деревьев «каридья», которые растут в этих местах.

Согласно Уставу Святой Горы, верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту — правительству, который состоит из делегированных в него представителей 20 афонских монастырей. Священный Кинот заседает в здании Протат, оно находится в центре Кареи.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Священной Эпистасии. Ее состав меняется каждый год – первого июня.
Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства – губернатора. Его представительство также находится в Карее.
Афон является частью Греции, и по церковной юрисдикции принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это он имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского престола и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность.

И вот мы на пути монастырь Филофей. Полосатые коты встречают нас у входа в монастырь, внимательно рассматривают и сопровождают почти до самого храма. В монастыре безлюдно. Обходим внутренний двор, внимательно разглядывая древнюю каменную кладку и фрески.

На византийский балкон выходит пожилой монах, увидев нас, видимо распознав по одежде, кричит вопросительно: «Россика?» «Нэ-нэ, Россика»,- кричим в ответ, пытаясь подстроиться под греческий, то есть, да-да Россия! «Санкт-Петербург! Ооо! Россика! Путин! О Феос нэ Эвлоги! (Бог благословит!)» — слышим одобрительный ответ греческого старца. Обмениваемся любезностями и жестами. Эта обитель основанная в X веке хранит святой и чудотворный образ Богоматери именуемый «Сладкое лобзание».

Поем величание, поклоняемся святыне и направляемся в архондарик — особое помещение, он есть во всех монастырях, там принимают паломников. Во всех монастырях, как правило, предлагают лукум, дают воду и кофе сваренный по-гречески, чтобы подкрепить силы для дальнейшей дороги. В некоторых монастырях, по какой-то древней традиции, утомившихся в пути богомольцев угощают анисовой водкой, которую подают в небольших стопочках на подносе. Анисовая настойка и вода из источника действительно придали сил и мы, получившие изрядное утешение, направляемся в монастырь Каракал, там будет ночлег и ночное богослужение.

Обитель Каракал расположена на высоком склоне горы. Это одна из самых тихих и живописных обителей Афона.

У монастыря Каракал
У монастыря Каракал

Все практически монастыри похожи на крепости, с высокими стенами и башнями. Это напоминание о временах пиратских набегов, нашествия иноплеменников и иноверцев, которые нередко разграбляли монастыри и убивали монахов. Византийская архитектура, множество балкончиков и лестниц, внутренние сады с созревшими апельсинами и запах затопленных печей создают ощущение уюта. Входим в обитель, крестимся на святой храм, расположенный в центре. Добродушный монах провожает в кельи, где мы найдем короткий отдых перед ночным богослужением, однако понежится на кроватях нам не дали. Мелодичный стук деревянной колотушки созывал на вечерню. Вместе с монахами спешим в храм и занимаем места на стасидиях, специальных высоких стульях с подлокотниками.

Начинается богослужение, после которого все прикладываются к чтимой в обители иконе святых апостолов Петра и Павла и святым мощам. Такая практика существует во всех Афонских монастырях. В монастыре Каракал хранятся частицы мощей апостола Варфоломея, голова и часть от плеча св. великомученика Меркурия; часть мощей святого Иоанна Милостивого; две части мощей святого Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; части мощей Ореста и святого Аверкия Иерапольского.

Костница монастыря Каракал
Костница монастыря Каракал

В трапезной, куда все чинно проследовали, каждого ждали фрукты, хлеб, вино и большая миска вареного нута, в конце дня эта похлебка казалась нам просто божественной. Вечерняя прогулка за стены обители в сопровождении монастырских котов, которые похоже, так же исполняли свое послушание, рассказ нашего Александра о истории монастыря, фотографии заката и монастырская костница. С поспешностью возвращаемся в обитель, ворота которой закрываются в двадцать часов по греческому времени.

Ночное богослужение в монастыре Каракал
Ночное богослужение в монастыре Каракал

Немного за полночь. Стук деревянной колотушки разгоняет наш сладкий сон, пора на утреню и литургию, которая так же закончится с рассветом. Далее следуем в Иверскую обитель. Монастырский микроавтобус, по гористому серпантину везет нас в древнюю обитель, славную чудотворным образом Богоматери.

У монастыря Иверон
У монастыря Иверон

Иверский монастырь был основан в конце X века выходцами из Иверии. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

Место явления Иверской иконы Богородицы
Место явления Иверской иконы Богородицы

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери. В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Иверону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.

Иверская икона Пресвятой Богородицы
Иверская икона Пресвятой Богородицы

Древние, высокие стены монастыря похожи на неприступную крепость. Покланяемся иконе, поем величание и следуем в монастырский архондарик, где сами себе варим греческий кофе. Наш путь-дороженька продолжается по залитым солнцем тропам, ущельям, каменистым дорожкам и мостикам. По пути поем молебен, поминаем всех, кто нам заповедал о них молится. На привале, совершаем заупокойную литию, молимся о почивших сродниках и прихожанах нашего храма, читаем записки. Под неспешное пение молитвы Иисусовой держим путь к каливе преподобного Паисия Святогорца.

В каливе преподобного Паисия. В центре - стасидия, где обычно молился преподобный.
В каливе преподобного Паисия. В центре — стасидия, где обычно молился преподобный.

У входа в каливу нас ждет миска с лукумом и вода. Так, некогда принимал своих паломников преподобный Паисий, эта традиция хранится и поныне. С благоговением входим в каливу, молимся, отдыхаем и идем в монастырь Кутлумуш, там начинал свой монашеский подвиг Паисий Святогорец.

Куст хурмы в монастыре Кутлумуш
Куст хурмы в монастыре Кутлумуш

Эта обитель хранит часть стопы святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и древнюю икону Богоматери «Страстную». Этот образ имеет еще два названия: «Страшное предстательство» и «Всемилостивая Заступница». «Страшное предстательство» — то есть очень сильное. Эти слова известны многим православным людям, по молитве: «Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших Всепетая Богородица…»

Икона Божией Матери "Страшное предстательство" из монастыря Кутлумуш
Икона Божией Матери «Страшное предстательство» из монастыря Кутлумуш

Далее, переезд в Протат — столицу Афона, где заходим в храм и покланяемся иконе Божией Матери «Достойно Есть». Этот чудотворный образ находится на горнем месте — за престолом главного собора Протата. К образу, находящемуся в алтаре, открыт доступ всем паломникам.

Протат
Протат

Солнечные, теплые дни и вдохновенное настроение дают много сил для дальнейшего пути, и мы направляемся в Ватопед. Этот монастырь-город, с высокими стенами и византийскими балкончиками один из самых больших на Афоне. Вокруг монастыря пахотные земли, оливковые рощи и виноградники. По всему видно, что за всем этим хозяйством присматривают знающие в этом толк монахи. Нас тепло встречают и провожают в архандарик. На столе опять лукум и вода, в небольших стопочках анисовая водка, все это, нашим паломникам, было весьма кстати. Размещение в каком то древнем корпусе, и, опять стук колотушки. Всех зовут на богослужение. Величественный собор обители вмещает множество монахов и богомольцев. Свою известность монастырь имел уже с 10-го века, а устное предание относит его основание к эпохе императора Константина Великого. Среди многочисленных святынь монастыря — Пояс Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы Отрада и Утешение, чтимые далеко за пределами Афона образы Богоматери, Всецарица, Закланная, Ктиторская.

По окончании богослужения все идут на поклонение святыням и на трапезу. Трапеза в Ватопеде это тоже церемониал. В начале в трапезные покои идут игумен, духовенство и монашествующие. Затем — многочисленные паломники. Все рассаживаются за мраморными столами, привезенными еще из Влахернского монастыря, вероятно, еще в период падения Константинополя. Столам уже порядка тысячи лет.

Трапеза на столах из Влахернского монастыря, которым около 1000 лет
Трапеза на столах из Влахернского монастыря, которым около 1000 лет

Некоторые из них имеют круглую форму и похожи на раковины. Пища простая, но сытная: оливки, салат, хлеб, отварной рис с морепродуктами, приправленный восточными пряностями, вино. Соусы и заправки, фрукты. После трапезы, во время которой читалось какое-то поучение, отдых. С этим отдыхом в Ватопеде, связана небольшая веселая история нашего паломничества. Изрядно уже уставшие, мы пришли в свою келью и опустились на кровати.

-Отцы, вы как хотите, а я, наверное, не пойду на ночную утреню, — говорит отец Анатолий,- а то литургию мне будет не выстоять.

-Да, конечно,- говорим все в один голос, — мы за Вас помолимся, а Вы хорошенько отдыхайте.

На том и условились.

Под стук монастрырской колотушки спешим в храм, заняли место на верхних хорах, уютно разместились в стасидиях и… уснули. Проснулись уже на утрени, перед чтением Евангелия, насколько могли вслушались в древнегреческие словеса Писания и решили идти в келью, чтобы поспать и в бодром состоянии, перед рассветом, придти на литургию. Вернувшись в келью, мы не обрели там нашего о. Анатолия.
-Видимо, пошел подышать или — до храма, — предположил отец Алексей. Эта мысль нас успокоила и мы сладко отошли ко сну.

На утро выяснилось, что отец Анатолий не мог усидеть в келье и пошел ненадолго в храм. В храме ему уступили место в хорошей стасидии и уходить было как — то неудобно, однако, когда после полиелея, на утрени, когда все пошли целовать Евангелие, отец Анатолий пошел в келью и… заблудился.

Забыл какое крыльцо ведет к нашим кельям расположенным на третьем этаже, да и корпус перепутал. А тут какой то монах навстречу, руками машет, говорит:

— Отец тебе не сюда, — и показывает на какую-то дверь. Отец Анатолий обрадовался и давай к двери, открывает ее, а там улица…

А на улице ночью прохладно, пришлось вновь идти в храм. Лишь только по окончании богослужения, когда все пошли по кельям, о. Анатолий смог найти обратную дорогу. Когда мы все это сопоставили по времени, то долго смеялись. Те, кто хотели молиться всю ночь, в итоге ушли и сладко спали. А тот, кто не планировал идти на ночную службу, молился всю ночь. И так бывает…

Крыльцо в "наш" корпус в монастыре Ватопед
Крыльцо в «наш» корпус в монастыре Ватопед

Причастившись за литургией, вкусив плотный ватопедский завтрак, спешим к микроавтобусу и — на причал. Большой корабль везет многочисленных паломников обратно в Уранополис. Перед нами, на берегу остаются святые монастыри и скиты с подвизающимися в них монахами. Они молятся за весь мир. Эту простую, но очень важную весть мы привезли со Святой Горы. В его древних храмах, которые помнят еще византийских императоров, горят лампады, и совершается всенощное бдение. Когда весь мир спит — Афон молится.

Автомобиль, за рулем которого наш Александр, везет нас к Метеорам, там, высоко на скалах, некогда жили великие подвижники, основавшие и поныне стоящие монастыри.

На Метеорах
На Метеорах

 

— Вот, тут родился Александр Македонский, а тут отец медицины Гиппократ, а тут жили пиндосы… История и мифы этой страны, известные еще со школьной скамьи, буквально оживали на наших глазах, благодаря нашему Александру — замечательному рассказчику. Да и сам Афон был бы для нас не полон без его информации о его истории и святынях.

v-hrame-svt-spiridona
В храме свт Спиридона

Конечная точка нашего путешествия — Керкира, туда мы плывем на пароме из порта Игуменницы. В Керкире нас ждал ночлег и литургия в храме святителя Спиридона Тримифунтского, у его мощей. Обратный путь, ночь в Салониках и литургия перед мощами святого Димитрия Солунского.

Посещаем кафедральный собор, где поклоняемся мощам святителя Григория Паламы — проповедника божественного света и торопимся в аэропорт. Тепло прощаемся с Александром, к которому очень привыкли за эти дни. До свидания, солнечная Греция, с грустью смотрим в иллюминатор самолета. Облака скрывают от нас горы и оливковые рощи. Здравствуй, град Петров! Нас с нетерпением ждут родные и наш приход. С собой мы везем святыни, иконы, лампады, ладан, но и самую главную весть о том, что Афон молится крепко, за весь мир!

Протоиерей Евгений Палюлин. С благодарностью тем, кто помог нам осуществить эту поездку.

Афон. Греция. Санкт-Петербург. Ноябрь 2016

Фотоальбом «Наши на Афоне» смотреть здесь