Званые на пир

Сегодня за воскресным евангельским чтением мы слышали притчу о том, как один богатый человек (по всей видимости, правитель или царь) звал на царский ужин близких и друзей. Но все, как бы сговорившись, стали ему отказывать. Один сказал, что купил землю и идет ее смотреть, другой сказал, что купил пять пар волов и идет их испытывать, а третий женился и ему уж тем более не до того. Господин оскорбился и послал рабов своих вместо званых друзей собрать на пир нищих, больных, хромых, слепых и прочих увечных.
Нравственное содержание притчи символично, но достаточно понятно: богатый человек — это Господь Бог, и Он призывает к райскому блаженству нас всех, но мы по несущественным причинам часто Ему отказываем и тем самым оскорбляем. Кто-то “покупает землю”, а значит, отяготившись земной суетой, не может прийти и участвовать в трапезе любви. Кто-то, купив пять пар волов, идет испытать их, что, помимо прочего, видимо, является еще и ложью. Потому что волов испытывают в упряжке утром, а не вечером во время ужина. Вечером они должны быть в стойле.
Часто в Евангелии числа символизируют конкретные жизненные понятия. Так и в этом случае — пять пар скота могут означать пять органов наших чувств. Будучи в полном здравии, получив от Бога силы и достаток, человек не удосуживается воздать Ему благодарением в день воскресный, придумывая нелепые отговорки, мол, занят, пойду лучше в спортзал — “воловьи” мышцы разомну. А мог бы, например, прийти в храм, помочь с уборкой снега на территории — и Богу жертва, и себе польза.
Третий отвечает господину, что не придет, потому что женился. Но что мешает ему прийти на царскую трапезу вместе с супругой? Видимо, женитьба здесь — это образ земных утех. Часто бывает, что люди, вместо благодарения Богу в день воскресный, предпочитают подход в кино или на другие увеселительные мероприятия.
После такого оскорбления господин призывает на свой пир людей нищих и больных. А они не заставляют себя долго ждать и с радостью наполняют трапезу.

Нравоучительный язык притчи довольно понятен, но хотелось бы обратить внимание на еще один ее аспект. Дело в том, что вначале Господь призывает в Свой дом людей здоровых и успешных, не знающих горя, но те за суетой своих дней игнорируют приглашение. Однако трапеза не отменяется, и тогда Создатель зовёт больных и увечных.
Так и у нас: Бог желает спасения человека вне зависимости от того, желает ли того сам человек. Как же часто бывает, что люди отказываются от царского предложения, находясь в полном благополучии, но как только беда коснется их жизни, только тогда начинают вспоминать о Боге. Как только болезнь отвлечет от земных утех, забот и “воловьей” работы, тогда путь жизни приводит в Церковь. В храме часто приходится слышать: “ А какую свечу лучше поставить перед операцией?”, “А какому святому помолиться?..”, “А какую записку лучше написать, чтобы выздороветь?..” и т. д.
По-разному Господь призывает человека в Свой дом, кого-то через достаток и благополучие, кого-то через скорбь и болезнь, но в конечном итоге сажает за один и тот же стол.
И нам, людям, в большинстве своем самодостаточным, руководствуясь здравым смыслом, не стоит медлить откликнуться на Божий призыв с радостью посетить Его дом, хотя бы в день воскресный, чтобы не пришлось этого делать по принуждению скорбных обстоятельств.