Покаяние — дверь в Царство Божие

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, только что мы с вами услышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне, которая является главной темой сегодняшнего Воскресного дня. Святитель Николай Сербский назвал этот рассказ «Евангелием в Евангелии», подразумевая что его глубина содержит те главные идеи, которые способны привести нас ко спасению.
Мы услышали об отце и его двух сыновьях, и о грехе младшего сына, который решил прежде времени забрать свою часть имения и оставить своего отца, как бы уже почитая его умершим. Он решил уйти от туда, где он мог бы жить сам, как ему захочется без покровительства отцовской опеки. Отец не препятствует, и отпускает его. Вскоре мы стали свидетелями его раскаяния от невыносимых скорбей, которые встретили его в дали от отеческого дома. И вот, когда он решил вернуться домой, мы ощутили удивительную всепрощающую отцовскую любовь, снизшедшую к его падению и принявшую с великой радостью обратно.
Нужно ли говорить, что упоминаемый в Евангелии блудный сын изображает нас грешных? Ведь все наши способности: ум, воля и сердце, наше тело, его здоровье, прекрасное и мудрое устройство, наши звания, в какие кто призван, наши богатства, и даже земля, на которой мы живем — все это — доставшееся нам по разделу имение Отца Небесного. Который единственно по Своей благости, незаслуженно с нашей стороны, выделил каждому из нас часть благ Своей богатой сокровищницы и дал нам волю поступать с ним так, как нам захочется2.
Редко кто из людей остается со своим имением под отеческой кровлей, но многие, взяв свою часть, как бы уходят от всеблагого Отца на сторону далече — в мир грешный, с его немилостивыми господами — страстями и греховными рожцами, которые неспособны насытить никакую душу, пока наконец жестокость и явная гибельность этих мирских бурь не убедят их вернуться к Богу3.
Так и получается, что ум, который Господь дал человеку для того, чтобы познавать Его, стараться уподобляться Ему и иметь блаженное общение с Богом в молитве, многие используют для того, чтобы подальше уйти от Бога, не знать Его, безумно и гордо построить теории, опровергающие бытие своего Творца4.
Сердце, в котором Господь зажег любовь к доброй славе с тем, чтобы мы любили духовное восхождение от славы к славе, отвращаясь всячески от греха, нередко направляется к домоганию мимолетных и пустых почестей мира сего в дали от Отеческого дома, от истинно славы, которая есть только в Боге5.
Так же и материальные блага, и достаток есть часть доставшегося нам от Бога имения, которое, конечно, необходимо для житейских нужд. Но в своем избытке оно является возможностью совершать вклады в несгорающий, вечный небесный капитал. Для приумножения нашего истинного духовного наследства в жизни вечной. Но и этот Божий дар нередко направляется в ложную сторону, становясь причиной сребролюбия, которое удаляет людей от Бога, привязывает к земле и всячески отвращает от веры во всеблагой Промысл Небесного Отца, Который с любовью печется даже о птицах небесных.
Воротись к Отцу твоему, несчастный, далеко зашел ты, в этой дали нет ничего, кроме вечной смерти — взывает святой праведный Иоанн Кронштадтский, призывая нас последовать примеру покаяния блудного сына. Да и можно ли не вдохновиться и не последовать его примеру, когда мы видим, насколько велики любовь и снисхождение Божии.
Ведь когда сей младший сын раскаялся и решил вернуться, то заготовил такие слова: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться Твоим сыном, но прошу тебя, прими меня хотя бы в число Твоих наемников». Однако, когда его встретил отец, то не дал ему сказать слов о наемничестве, но приказал принести лучшие одежды и заколоть самого питомого тельца, чтобы устроить великий праздник. Это означает, что Бог хочет иметь каждого человека — каждого из нас — исключительно в качестве Своего родного, любимого сына. И каждый из нас несомненно и является таковым через причастие Господу нашему Иисусу Христу, благодаря Его жизни, Крестной Смерти и Воскресению.
Святитель Сербский Николай говорил, что можно сколько угодно стучать кулаками в стену дома, но она никогда не откроется, чтобы мы вошли. Но стоит найти дверь и постучать в нее — нам сразу откроют. Единственная и истинная дверь, которая способна ввести нас в Дом нашего небесного Отца — это покаяние. Воистину покаяние есть первая ступень лествицы, ведущей в Царство Божие. Никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую.
Дорогие братья и сестры, сегодня наша матерь — Церковь празднует неделю о блудном сыне, которая является второй, после «мытаря и фарисея», подготовительной неделей Великого Поста. Вот скоро настанут эти умилительные, светлые и покаянные дни Святой Четыредесятницы. Давайте же поспешим очиститься от своих грехов и страстей, чтобы стать людьми новыми, духовными, оставим все то, что держит нас в дали от Небесного Отца. Почти все мы живем блудно — в далекой стране, на земле грешной, забывая о блаженном и истинном Отечестве нашем на небе. Давайте же постараемся вместе с младшим сыном снискать милость Небесного Отца, Который всегда с великой радостью приимет в Свои объятия любого кающегося грешника. Аминь.

Чтец Илья  Друганов, студент III-А курса СПбДАС