Прощеное воскресенье

У Гаврилы Романовича Державина в его оде «Бог», есть такие слова: «Хаоса бытность довременну из бездн Ты вечности воззвал. А вечность прежде всех рожденну в Себе Самом Ты основал…» Нынешнее воскресенье именуется так: «Воспоминание Адамова изгнания». Сегодня мы с вами мысленным своим взором открываем первые страницы Писания. Бог творит мир, Своим державным словом, из небытия вызывает эту «хаоса бытность довременну…» В первых строках книги Бытия сказано: «земля была безвидна и пуста». Что такое «безвидна и пуста»?  А это значит, что она представляла из себя сплошную возможность, еще не осуществленную. И вот эта творческая сила, которую Бог дает земле, начинает действовать. И мы читаем далее: «и произвела земля…».
Венцом Своего творения Бог создает человека и вручает ему возможность ещё большую. Но человек не устоял в добре. Говоря словами церковных песнопений: «померкла его добрòта», это значит, что померкла его красота. Когда-то так пал Денница, ангел света, сказав: «а зачем мне Бог»? И как только он это произнес, или может быть только помыслил, померк в нем свет Божий.
Когда человек приходит в этот мир, рождается, он — как земля, которая ещё безвидна и пуста, полная возможностей. В каждом человеке эта возможность заложена и возможности этой нет предела. Предел может положить только сам человек. Своим грехом, своей волей.
Наверное, у каждого человека, пожалуй, есть своё личное грехопадение. Так вот, время Великого Поста, это еще одна возможность, это как бы земля невозделанная, которая также «безвидна и пуста». Но она — возможность, на которой можно возрастать. Этой возможностью, этим дàром, можно воспользоваться, а можно и нет.
Так вот, мы с вами, говоря образно, ступаем на землю непаханую и невозделанную. Но она таит в себе всю силу прикосновения Божия. Только имея решимость, можно ступить на эту землю, и тогда она принесет плод спасения. Нельзя ступить на эту землю имея обиду, зло, злопамятность, неприязнь…
Поэтому, вступая в Великий Пост, мы просим друг у друга прощения, говоря: «прости меня», в надежде услышать: «Бог простит, и ты меня прости». И вы, дорогие отцы, братья и сестры, простите меня, если согрешил перед вами, словом или делом, вèдением или невèдением, а Бог да простит и помилует всех нас. Аминь

С любовью во Христе,
Настоятель храма, протоиерей Евгений Палюлин
Прощеное воскресение 2017 года