В неделю о Страшном суде

В подготовительную неделю о Страшном Суде мы еще раз слышим слова Спасителя  о том, каким образом и по какому принципу Он  будет отделять «козлищ» от «овец».  Достаточно часто приходится слышать из разных источников самое упрощенное, поверхностное толкование: накормил, напоил, в больнице посетил, в тюрьму пришел, одел – значит, спасен, а вся остальная внешняя форма христианской традиции это уже нечто факультативное. Но, таким образом, получается, что и всякая прочая нехристианская мораль может являться залогом для спасения. А это вовсе не так.
Творить дела милосердия является весьма важным условием для спасения души, однако бывает, что не всегда христианин имеет возможность исполнить что-то из вышеперечисленного.
Важно учитывать и некоторые факты исторических реалий, когда, например, в древности тюрьмы представляли собой не отлаженную современную систему службы исправления и наказаний, а выглядели как явление жуткое и ужасное. Это сейчас заключенные всегда сыты, одеты и на полном гособеспечении. В некоторых случаях отпетые негодяи, которые даже и исправляться не желают, живут в более комфортных условиях, чем их жертвы или родственники жертв. А вот тюрьма древности, о которой говорил Христос, чаще всего была простой ямой в земле, где заживо гнили преступники, умирая от холода, голода и болезней. Их жизнь напрямую зависела только от того, что принесут им сердобольные люди.
Раньше накормить, напоить, дать одежду нуждающимся, посетить в больнице было делом жизненно важным. Сегодня, в наше относительно благоприятное время, когда современная наука, экономика и социальная сфера государства худо-бедно, но заботятся о гражданах, многие из христиан сталкиваются с трудностями в исполнении этих добродетелей. От этого часто творят милостыню без рассуждения. Так, например, на улицах, в метро, у храма на паперти, внутри крупных соборов, на крестных ходах, у прочих святых мест практически в 100% случаев стоят либо «ряженые» инвалиды, нищие с табличками о помощи «на операцию детям», «на похороны маме» (обратите внимание — как правило, это цыгане. У них это системно отлажено). Либо «ряженые» православные с ящиками для сбора средств на строительство храмов и монастырей из неизвестных епархий. Либо раздающие иконочки за пожертвование. Либо люди, больные алкоголизмом, и прочие жулики. У последних ежедневный доход может превышать больше, чем в 2 раза доход большинства из работающих прихожан нашего храма (этот факт доподлинно известен автору статьи). А во дни  Великих праздников зарабатывают больше, чем они, пожалуй, только продавцы цветов на 8 Марта. Организуются даже некоторые фонды и ложные волонтерские движения якобы для сбора средств детям, жертвам военных конфликтов, бездомным животным и т.п. Разыгрываются целые театральные постановки, лишь бы вызвать жалость у людей. Все это — преступный бизнес с широким размахом, который охватывает, в том числе, и интернет-пространство.

Братья и сестры, не стоит кормить паразитов на теле нашего Отечества, которые спекулируют на чувствах добрых людей. Безусловно, этот призыв вызовет бурю негодования и обвинений в бессердечности автора, однако нужно помнить, что и Святитель Василий Великий также настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию…». И в Дидахи (Учении 12 апостолов) сказано: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».
Доверяйте только проверенным и добросовестным фондам и организациям, которые оказывают адресную помощь нуждающимся. Кормите только голодных, а не заевшихся. И огромная просьба — не помогайте цыганам строить наркоимперию в нашей собственной стране.
При всем этом, людей, нуждающихся в вещественной милостыне, остается очень много. Просто теперь в делах милосердия необходимо учитывать некоторые особенности настоящего времени. По-прежнему много тех, кто нас ждет в больницах, детских домах, домах инвалидов, тюрьмах; великое множество тех, кто голоден, кто так или иначе нуждается в нашем внимании и любви.
Но стоит также помнить, что Божья заповедь повелевает нам любить ближнего, как самого себя. И сперва духовную милостыню сотвори самому себе.
В первую очередь в темнице собственных заблуждений томятся наши души, которые ждут, чтобы их посетил свет истины Христовой. Они алчут Хлеба Жизни, хотят напиться от Источника истины. И горе нам, если слова евангельской истины останутся для нас непонятными. Горе человеку, если он не покроет наготу своей души ризой покаяния. Худо, если он не станет посещать лечебницу страстей и пороков — Церковь Христову.
Преподобные отцы и матери, которые подвизались в пустынях и горах, затворах и пещерах, вообще могли никогда в жизни ничего из того, о чем сказал Господь, не сделать вещественно. Во-первых, потому что сами были нищими, во-вторых, потому что и людей-то редко встречали. Но при этом они первые из тех, кто обильно насыщал голодных, посещал больных, одевал нагих…  Они и первые из тех, кого Господь призовет в небесные обители. Эти подвижники — пример сокровенной нематериальной милостыни, которая может выражаться в молитве за ближних, в прощении обиды, в благословении в ответ на злоречие, в добром слове поддержки в трудный час и т.п.
Святые отцы учат: если видишь, что твой брат сделал что-то худое — не спеши рассказать о том людям, покрой его наготу своим неосуждением, и тогда слова Христа “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф 35:34) будут обращены и к тебе.

                             Дьякон Алексей Дьячковский