Слово на Пассии

Дорогие братья и сестры, мы сегодня совершаем с вами первую Пассию, богослужение, которое предваряет события Страстной седмицы и заставляет нас снова переживать события Евангельской истории.
Существует один удивительный рукописный памятник 17-го века, во многом уникальный. Его сохранили старообрядцы. А называется он так: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Уникальность этого памятника состоит в том, что в Русской литературе Аввакум положил начало автобиографии. До него не существовало на Руси автобиографических произведений. Он пишет сам о себе, о стоянии за старую веру, ведь это был непростой период русской истории. Но есть там и богословский раздел, где идет речь о глубоких раздумьях над Писанием. Он рассуждает о том, как Бог пришел спасти мир, удалившийся от Него — Источника жизни. Давайте послушаем, что пишет Аввакум:
«…За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе одеснэю величествия на высоких и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца, И сие смотрение в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.)» Орфография оригинала сохранена.
Происходит Предвечный совет Святой Троицы. Прежде даже мир не бысть. Именно это, неизобразимое, Совет Предвечный, изображает преподобный Андрей Рублев в иконе «Живоначальная Троица».

«…Рече отец сынови, — продолжает Аввакум, — сотворим человека по образу нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо. И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам….»

По сем началась история мироздания и грехопадения, но и началась история нашего спасения. Сын Божий приходит на землю… Исполняется вот это: «подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити.»
Всем нам хорошо известна притча о блудном сыне, который ушел на страну далече… а отец его ждал. И когда увидел его отец, заблудшего сына, издали, раскаявшегося, побежал навстречу и распростер к нему руки свои.
Так вот, Божий Сын — на Кресте, широко распростерты руки Его, это объятия Отеческие. В неделю о блудном сыне, на всенощном бдении, по 3-й песни канона звучит седален «Объятия Отча». Этот же седален поют на монашеском постриге. «Объятия Отча отверти ми потщися, блудно иждих мое житие…» «Объятия Отеческие открыть мне поспеши: блудно я расточил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Но не презри обнищавшего моего сердца, к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою»
Это о нас с вами… Но, взирая на Крест, будем знать, не закрыты двери покаяния — отверсты объятия Отчи.  Аминь.

Настоятель храма протоиерей Евгений Палюлин