Слово на Родительскую субботу, накануне Второй недели Великого Поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, все субботы Великого Поста, по уставу Церкви, кроме субботы Акафиста и Лазаревой субботы, называются родительскими. В эти дни совершается особое поминовение усопших. В эти субботы с теплой молитвой о наших почивших сродниках, мы стараемся быть в храме. Подаем записки и пожертвования на Проскомидию и Литургию, Панихиду. Нередко приносим в храм и раздаем ближним какое-то угощение, с просьбой помянуть то есть помолиться вместе с нами о близких для нас людях. Это очень понятно, ведь общая трапеза — это символ единомыслия и единения. Поэтому всегда очень важным считается разделить поминальную трапезу или пищу. Если уходят из жизни близкие сродники, мы порой раздаем хорошие одежду и вещи также «на помин души». Приходя на кладбище мы берем с собой молитвослов или Псалтирь для сердечной молитвы о почивших. Откуда пошла эта практика и давно ли в Церкви такая традиция? Среди святоотеческого наследия есть один документ, заслуживающий серьезного внимания. Это предсмертное завещание преподобного Ефрема Сирина, в котором он просит своих учеников и знаемых творить о нем молитвы и приношения. Приношение или Проскомидия, как это звучит по-гречески, неотъемлемая часть Литургии. Святой в завещании просит о милостыне и добродетелях в надежде через это получить милость Божию. Преподобный Ефрем Сирин — церковный поэт и писатель, один из учителей и отцов Церкви, живший в IV веке, известен нам не только своими творениями но и молитвой, которая сопровождает нас с вами во все дни Великого Поста: «Господи и владыка живота моего…» Если уже в IV веке просьба о посмертных молитвах была естественной и воспринималась как само-собой разумеющееся, то, по всей видимости, практика поминовения и молитв о усопших восходит к еще более раннему времени.
Читая завещание преподобного, невольно думаешь: тебе ли, отче и учителю христиан, просить о молитве? Но уж если он надеялся на молитвы и приношения близких, что говорить о нас, ленивых для поста, молитвы, добрых дел и христианской жизни… Предлагаю вашему боголюбивому вниманию (в сокращении) текст, этого удивительного и очень важного для нас документа:

«Я, Ефрем, умираю и пишу завещание, желая оставить каждому на память нечто из того, что у меня есть, чтобы знающие меня поминали меня хотя за слова мои.
Увы! Время мое прошло, продолжение лет моих исчезло. Ткань кончена, и челнок у конца основы. Елей в светильнике иссяк, дни и часы мои прешли, наемник отжил свой год, странник кончил свой срок. Со всех сторон окружили меня приставники, понуждающие к поспешности, и на выю мне наложили цепь, как преступнику.
Рыдать ли мне? Но некому услышать. Взывать ли о помощи? Но нет избавляющего. Горе тебе, Ефрем, на Суде, когда предстанешь Престолу Сына! Знающие тебя окружат тебя со всех сторон.
Увы, какое посрамление! Горе тому, кто будет там постыжен!
Ты, Иисусе, суди Ефрема, и не предавай Суда другому. Ибо кого судит Бог, тот обретает щедроты на Суде…..
Придите же, братия мои, изреките мне мир и отпустите меня; разлучаюсь я с вами. Заклинаю вас, возлюбленные мои, вспоминайте меня в молитвах и прошениях, потому что в греховной суете провел я дни и часы свои.
Пусть проданы будут дорогие одежды, принесена цена их и роздана бедным, нищим и нуждающимся. И вам будет это на память, и мне на пользу. Вас наградит за это милость Божия как раздаятелей, а меня — как советника.
Не полагайте со мной во гроб ароматы, потому что честь сия для меня бесполезна. Не полагайте благовоний, потому что не избавят меня от Суда. Ароматы воскурите во святилище, а меня сопроводите молитвами; благоухания принесите в дар Богу, а меня предайте земле с псалмопениями…
….напутствуйте меня молитвой, псалмами и приношениями. Когда же исполнится тридцать дней по смерти моей, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми…..
Прощайте, друзья мои, молитесь обо мне, возлюбленные мои. Вот, настало время торжнику отправиться в страну свою. Но увы! Имение мое погублено, все сокровища мои расточены. О добрых никто не плачет, потому что нисходят они во гроб для жизни. Обо мне же, о ближних моих, подобных мне, пролейте слезы свои, братия мои, потому что в суете провели мы дни и годы свои.
Прощай, земля, да живут сыны твои в радости, да блюдется мир в Церквах, да прекратятся гонения нечестивых, да соделаются праведными нечестивые, а грешники да принесут покаяние!
Мир тебе, отводящий меня, поемлющий душу из тела и разлучающий их в особые обители до Воскресения!»

Благословение Господне на Вас, Того благодатию и Человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Настоятель храма протоиерей Евгений Палюлин.