Что мы празднуем в Антипасху? Смыслы и символы Фоминой недели

   Сегодняшний день Антипасхи быстрее других воскресных дней спешит напомнить нам о Светлом Воскресении Христовом и «обновляет» празднование Пасхи.
      Сегодня святые отцы напоминают нам, что наше собственное будущее воскресение – вот главное «обновление» пасхальной радости. Это обновление произойдет не просто в богослужебном календаре, а в жизни всего мира.
 Поэтому Святитель Григорий Богослов в сегодняшнее воскресенье призывает нас к обновлению самих себя: «Ныне весна духовная… О, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь!» …

 Что мы празднуем в Антипасху? Смыслы и символы Фоминой недели

В сегодняшнее воскресенье Церковь вспоминает апостола, для которого, в каком-то смысле, Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это святой апостол Фома. Поэтому сегодняшний день мы на зываем еще Фоминым воскресеньем.

По каким-то причинам Фомы не было с прочими апостолами, когда Христос явился им в день Своего Воскресения. А придя позже, Фома не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Христос жив. Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (от Иоанна 20:25). И через неделю Иисус явился Фоме. Фома своими собственными глазами увидел своего Воскресшего Учителя и уверовал в Него как в Бога. «Господь мой и Бог мой!» — сказал святой апостол Фома (от Иоанна 20:28).

***

Сегодняшнее воскресенье называется также «Антипасха». В этом греческом названии нет никакого противопоставления Пасхе, как может показаться.  В переводе с греческого «Анти-пасха» означает: «вместо Пасхи», «подобно Пасхе». Это означает, что в этот день мы «обновляем» праздник Светлого Христова Воскресения, обновляем светлое переживание этого «праздника праздников» и «торжества из торжеств» (Пасхальный канон). Еще недавно окончилось главное, пасхальное празднование этого события, а сегодня мы уже празднуем Воскресение Господа во 2-й раз.

Сегодняшний день Антипасхи быстрее других воскресных дней спешит напомнить нам о Светлом Воскресении Христовом. Поэтому именно за сегодняшним воскресеньем закрепилось название «Антипасха».

Но вообще, каждый воскресный день – это «Антипасха», «обновление Пасхи», «малая Пасха». Это День Господень, как называли его еще в древней Церкви. Мы празднуем и переживаем Воскресение Христово не только ежегодно, но и еженедельно.

Интересно, что, начиная с Пасхи и до дня Святой Троицы, недели начинают свой отсчёт от воскресного дня. В этот период с каждым днем недели мы все дальше от Воскресения Христова, но именно оно является точкой отсчёта нашей жизни в эти дни.

А от дня Святой Троицы и до Пасхи следующего года недели заканчиваются воскресным днем. Эти недели как бы устремлены к Пасхе следующего года.

***

Таким образом, церковный календарь помогает нам направлять нашу временную жизнь так, чтобы в центре её всегда было воскресение Христово. Тем более наша вечная жизнь берет свое начало в воскресении Спасителя!

Эту вечную жизнь будущего века (Символ веры) святые отцы образно называют бесконечным «8-м днем».

И сегодня, отсчитывая календарный 8-й день от Пасхи, святые отцы ведут отсчёт от Пасхи и нескончаемого 8-го «дня» будущей жизни. Тем самым они напоминают нам, что наше собственное будущее воскресение – вот главное «обновление» празднования Пасхи. Это обновление произойдет не просто в богослужебном календаре, а в жизни всего мира. Так сегодняшний календарный 8-й день по Пасхе напоминает нам о неразрывной связи воскресения Христова и нашей жизни будущего века; «несет (в себе)… будущего века образ» (канон, 7-я песнь, 1-й тропарь), — как говорится в каноне праздника Антипасхи.

Шесть «дней» Бог творил мир, 7-й «день» окончания творения – это время истории человечества, но отсчет следующего, 8-го «дня» будущей жизни мы сегодня ведем не от этих 7-ми «дней», а от дня воскресения Христова. Потому что, хотя и удивительным событием было творение мира и человека, но еще более великое событие – возрождение падшего человека воскресением Сына Божия!

***

Каков будет этот вечный 8-й «день» будущего века, который, в пасхальную ночь, подарил нам Христос? Каким будет тот «день», в который и заглянуть-то трепетно и страшно? В нём время и история прекратятся, будут «новое небо» и «новая земля» (Откровение Иоанна Богослова 21:1); Бог будет «всё во всём» (1 Коринфянам 15:28), и мы, даст Бог, будем видеть Его «лицом к лицу» (1 Коринфянам 13:12).

Но горько будет, если мы, ежегодно празднующие Светлое Христово воскресение, останемся непричастными к Воскресению Христову в вечности! По словам преподобного Амвросия Оптинского: «К празднованию на Небесах Пасхи вечной после всеобщего воскресения… допустятся только одни… достойные» (Цит. по: Схиархим. Иоанн (Маслов). Прп. Амвросий, богоносный старец Оптинский).

Помня об этом, святитель Григорий Богослов в сегодняшнее воскресенье призывает нас не только к обновлению нашей пасхальной радости, но и к обновлению самих себя. В своем слове на Антипасху он пишет: «Явись нов, с иными нравами, всецело изменён». «Так чествуется день обновления [Пасхи]»! «Долго ли будешь готовить нужное для постройки? Займись наконец самой постройкой… Вчера ты был любителем зрелищ; окажись ныне любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, нагл, ныне говори одно доброе и будь кроток.» «Этим плодоноси празднику.» «Если так будешь… поступать, то будет небо новое и земля новая для тебя.» «Ныне… весна духовная,… весна невидимая. О, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь…!» (Слово 44. На неделю Новую.)