Анти-пасха: от Пасхи Христовой — к вечному дню будущего века (Смыслы и символы)

 

Удивительным событием было творение мира и человека за 6 дней. Но обновление человека для вечной жизни воскресшим Сыном Божиим – это событие еще более великое! Поэтому сегодня, в день Антипасхи, Церковь отсчитывает символический нескончаемый 8‑ой «день» вечной жизни будущего века не столько от 1‑го дня творения мира, но от дня нового творения – Воскресения Богочеловека Христа для вечной жизни. Всеобщее воскресение людей в вечную жизнь – вот главное «обновление» Пасхи Христовой…

—————————————————————————————————————

Каждый воскресный день – это «малая Пасха», это «обновление Пасхи», это День Господень, как называли его еще в древней Церкви.  Мы празднуем и переживаем Воскресение Христово не только ежегодно, но еженедельно. А если обратить внимание на церковный календарь, то недели от Пятидесятницы (дня Святой Троицы) и до Пасхи следующего церковного года как бы стремятся вперед, к Пасхе – к дню Светлого Христова Воскресения: недели начинаются с понедельника и завершаются воскресным днем. А начиная со дня Пасхи и до Пятидесятницы, неделя начинается воскресеньем и заканчивается субботой, как бы стремясь назад, к той же Пасхе.

Сегодняшний воскресный день, начинающий 2-ю неделю по Пасхе, быстрее других воскресных дней спешит напомнить нам о Светлом Воскресении Христовом. Сегодня – 1‑ое воскресенье после Пасхи; сегодня мы первый раз «обновляем» светлое воспоминание о «празднике праздников» и «торжестве из торжеств».

Сегодняшнее воскресенье называется «Анти-пасха». В этом странном, на первый взгляд, названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Анти-пасха» просто значит «вместо Пасхи», «вследствие Пасхи». Это обновление Пасхи.

***

Сегодня Церковь вспоминает апостола, для которого, в каком-то смысле, Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это святой апостол Фома.

В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). И Господь явился Фоме и дал ему возможность увидеть Себя и свои раны через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. «Господь мой и Бог мой!» — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости.

***

Если считать не в неделях, а в днях, сегодня – 8‑ой день от дня Светлого воскресения Христова. И вместе с тем, сегодняшний день символически обозначает нескончаемый 8‑й «день» – «день» вечной жизни будущего века и напоминает нам о ней.

«В начале сотворил Бог небо и землю… И совершил Бог к 7-му дню дела Свои… и почил в день 7-ой от… дел Своих» (Бытие 1:1, 2:2). Бог сотворил мир в 6-ть этапов, которые в библейской книге Бытия условно называются 6-ю «днями», а 7-ым «днем» — символически называется время покоя Бога от дел творения, и это есть время Его заботы о Своем творении, время истории человечества.

И если попытаться заглянуть дальше, туда, где время и история прекратятся, куда и заглянуть-то трепетно и страшно — то там, действительно, наступит уже следующий, 8-ой «день» — вечная жизнь, вечное «сейчас». Когда Бог будет «всё во всём» (1 Коринфянам 15:28), и мы будем видеть Его «лицом к лицу». Когда не только люди обновятся воскресением, но и вся тварь вслед за ними, и будут «новое небо» и «новая земля» (Откровение Иоанна Богослова 21:1).

Как бы этот переход в вечную жизнь стал возможным после отпадения нашего

праотца Адама от Бога, если бы Новый Адам, Вечный Бог-Слово, не искупил бы падение человечества и не вернул бы человечеству вечную жизнь Своим воскресением?!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Едино-родного от Отца» (Иоанна 1:1,3-4, 14), — звучат слова Евангелия в пасхальную ночь.

Бог-Слово, Тот, в Котором изначально была жизнь людей, –  в Нем была жизнь для людей всегда, даже когда они дар вечной жизни потеряли.  В Нем была жизнь, когда Он был положён во гроб, и когда Он просиял из гроба светом Своего воскресения. «Запеча́-тану гро́бу, — Ты, Жизнь, от гро́ба воссия́л еси́, Христе́ Бо́же, и две́рем затворенным, ученика́м предста́л еси́, всех Воскресе́ние…» — поется в тропаре праздника Антипасхи.

Удивительным событием было творение мира и человека. Но обновление человека для вечной жизни воплотившимся и воскресшим Сыном Божиим – это событие еще более великое! Это, по сути, новое творение человека.

Поэтому сегодня, в день Антипасхи, Церковь отсчитывает символический 8‑ой «день» вечной жизни будущего века не столько от 1‑го дня творения мира, но от дня нового творения – Воскресения Богочеловека Христа для вечной жизни. Всеобщее воскресение людей в вечную жизнь – вот главное «обновление» Пасхи Христовой, которое произойдет не просто в богослужебном календаре, а в жизни всего мира.

***

Сам воскресший Христос находится уже в вечности, а мы еще пока живем в нашей временной жизни. Но во время литургии вечность приходит к нам уже сейчас. Когда воскресший Христос, не отлучаясь своего вечного Небесного престола, «преклоняет Небеса» и в прямом смысле сходит в наши время и пространство, пребывая в алтаре на престоле под видом хлеба и вина. И когда мы вкушаем частицу этих хлеба и вина, мы принимаем в себя Самого Христа, и Он «вселяется» и «ходит в нас» (молитва св. Афанасия Великого из Преждеосвященной Литургии). А мы пребываем в Нем, и тем самым, приобщаемся к вечности. Таково великое Таинство Святого Причащения, которое Христос для нас установил. Каждый человек ощущает это соединение со Христом и с вечностью в той степени, в которой он смог очиститься от своих страстей и в той степени, в которой Христос Сам благоволил открыться человеку.

И давайте вдумаемся, каждый из нас: сейчас воскресший Христос отдает мне Всего Себя в Таинстве Причащения, ожидая плодов моего покаяния. Но я вполне могу остаться непричастным ко Христу в вечной жизни, если у меня плодов покаяния не будет!

Я, по долготерпению Божию, имею сейчас возможность духовно праздновать Светлое Христово Воскресение, но вполне могу остаться вне Пасхи, остаться непричастным к Воскресению Христову в вечности!

Поэтому нужно, чтобы мы не только на литургии, но и в нашей повседневной жизни были со Христом. В эти радостные дни не будем забывать о тех «язвах гвоздиных», которые навечно сохранились в теле нашего Спасителя и которые Он выстрадал, в том числе, за нашу леность к собственному спасению. И радость этих дней пусть благодатно укрепит нас в нашем ежедневном духовном делании и верности Христу.

И тогда в вечности, о которой нам напоминает сегодняшний 8-ой день по Пасхе, мы еще совершеннее, чем даже в Таинстве Причащения, приобщимся ко Христу. Об этом говорят слова Пасхального канона: «О, Па́сха ве́лия и свяще́ннейшая, Христе́!… Подава́й нам и́стее», еще совершеннее, «Тебе́ причаща́тися в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́!»