Догмат I Вселенского собора — живая истина боговоплощения

Память св. отцов I Вселенского собора
…Мы не знаем, как Бог, действуя по Своей Божественной природе, «полагал основания земли», как установил физические и нравственные законы, но мы знаем Бога через те дела, которые Он совершил, родившись на земле как человек.
       Это Бог омыл апостолам ноги перед Тайной Вечерей, быв посреди них, как служащий. Это Бог принес Себя в жертву на Кресте, чтобы искупить наши грехи. И не только принес Себя в жертву за нас, но и отдает нам всего Себя в Таинстве Причащения…  Догмат о Божественности Христа Спасителя — это живая истина…

——————————————————————————————
***

Сегодня мы празднуем память святых отцов I-го Вселенского собора, которые в IV веке выразили евангельское Откровение о Божественности Христа Спасителя в виде однозначной формулировки – Символа веры. Среди этих отцов были как духоносные богословы, такие как Афанасий Великий и Осия Кордубский, — так и духоносные «простецы»: Спиридон Тримифунтский, и, по некоторым свидетельствам, Николай Чудотворец.

Христиане и до формулирования Символа веры веровали во Христа как в Бога, однако появились еретики, которые начали в этом сомневаться и дошли до того, что стали учить: Христос – не Сын Божий, а специально сотворенный Богом-Отцом посредник между Собой и людьми. Главным еретиком был пресвитер Арий. В наше время подобные же взгляды повторяют члены секты «Свидетели Иеговы», а в начале XX века – Лев Толстой. Задумаемся: а ведь все эти люди хорошо знали текст Евангелия!

Дело в том, что эти люди пытались понять Евангелие только своим собственным разумом и не принимали, по гордости, толкования Евангелия святыми отцами. Чтобы нам, по неведению, не уподобиться этим еретикам, нам нужно знать основные моменты учения Церкви о Боге и Его заповедях. Учение Церкви еще называют Священным Преданием. Оно включает в себя Символ веры и другие догматы, — то есть, формулировки истин веры, — а также творения святых отцов.

Мы можем и должны доверять учению Церкви, потому что это не просто результат человеческих логических построений и размышлений. Как говорит апостол Павел: «Никто не может назвать Иисуса – Господом, как только Духом Святым» (1 Коринфянам 12:3). Это Дух Святой «наставил на всякую истину» (см.: от Иоанна 16:13) святых отцов, дал им правильное понимание Евангелия. А святые отцы, опираясь и на свой духовный опыт, и на свою человеческую ученость, выразили Евангельские истины в виде однозначных догматов веры. Таким образом, они оградили нас от неправильного и еретического понимания Евангелия.

***

Догмат – это живая истина, которая является основой всей нашей духовной жизни. Догмат о Божественности нашего Спасителя, который сформулирован святыми отцами I Вселенского собора – это не некая отвлеченная, как бы «застывшая» формулировка. Она говорит о том, что Бог очень близко к нам.

Бог мог бы не становиться человеком, а избрать какой-то другой способ для нашего спасения! Это именно нам, потерявшим подлинное представление о Боге, а значит, и о человеке как создании Божием, нужен был такой способ спасения, как Боговоплощение, Бого-явление.

Мы не знаем, как Бог, действуя по Своей Божественной природе, «полагал основания земли» (Иов 38:4), как установил физические и нравственные законы, но мы знаем Бога через те дела, которые Он совершил, родившись на земле как человек.

«Бог – Господь, и явися нам» (Псалом 117:27)! Этого, к сожалению, не знают сектанты-иеговисты, этого не знали Арий и Лев Толстой, а мы знаем, что это Бог омыл апостолам ноги перед Тайной Вечерей, быв посреди них, как служащий (см.: от Луки 22:27). Это Бог принес Себя в жертву на Кресте, чтобы искупить наши грехи. И не только принес Себя в жертву за нас, но и отдает нам всего Себя в Таинстве Причащения.

Вот, мы приходим в храм Божий. Мы стоим на литургии «со страхом и трепетом» (тропарь вместо Херувимской песни на литургии св. В. Великого), потому что на престоле почивает Христос, Царь Славы, наш Бог и Владыка. А престол Бога и Царя Славы Христа – это Жертвенник! Бог обращается к нам: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», «… Сия есть Кровь Моя,… за вы и за многи[я] изливаемая во оставление грехов» (литургия св. И. Златоуста, евхаристический канон).

Вот Каков Истинный Бог! Перед высотой жертвенной любви Христовой преклоняешься в раскаянии и хочешь быть верным и достойным Его любви.

Грех в нас или мир вокруг приводят нам множество доводов в пользу того, что в мире действует закон «человек человеку волк». Но когда мы действуем по заповедям Христовым, мы свидетельствуем о возможности жить по другому закону, закону любви. Этот закон утвердил Своим воплощением, Своей любовью, «даже до Креста» (Отпуст  в Великий Четверг), и Своим Воскресением Сын Божий.

***

Желая, чтобы мы познали Бога и могли уподобиться Ему, Бог и совершил дело нашего Спасения непосредственно Сам. И поэтому все наши мысли, благодарность, надежды — устремлены на Него. Не посредник, а Сам Господь и Бог наш Иисус Христос – в центре всей жизни Своей Церкви.

Да и как мог Сын Божий поручить кому-то другому дело нашего спасения, Если Он Сам любит нас?… Как пророчествовал пророк Исаия: «Не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь спас их, потому что любит их и щадит их; Сам избавил их… и вознёс их…» (Исаия 63:9).

Такова живая истина нашей веры в Божественность Христа Спасителя, и эту истину отстояли святые отцы I-го Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем.