князь Владимир: судьба «второго апостола Павла»

Владимир равноап.день преставления 15/28 июля

…принятие князем Владимиром крещения от византийцев означало, что Владимир, хотя бы номинально, признает себя подданным Византии. Поэтому он демонстрирует силу и захватывает крупный город Херсонес, принадлежавший Византии. Императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за Владимира, который все еще остается язычником. И тут происходит вмешательство Промысла Божия…

——————————————————————————-

***

Князь Владимир был сыном язычника — князя Святослава, и внуком православной — святой равноапостольной княгини Ольги, которая, безусловно, посеяла семена православной веры в своем внуке и вообще в своем народе.

Однако это были только семена. До принятия христианства у Владимира было пять жен. На Киевских горах он установил идолов, которым приносили человеческие жертвы. Тогда, в 983 г., погибли за Христа святые мученики, варяги Феодор и сын его Иоанн. Их исповедничество веры в своего Бога – Христа – запомнилось Владимиру.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи из Хазарии, латиняне из Германии   и православный проповедник из Византии. Его проповедь, словесная и наглядная – через икону, показанную им князю, произвели на князя сильное впечатление.

Также и послы князя Владимира были поражены красотой Софийского собора в столице Византии Константинополе (Царьграде), православным богослужением и пением: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе».

В конечном итоге князь Владимир решил принять христианство, и принять его в Православии. Однако князь не хотел при этом подчинять Русь Византии в политическом отношении, а принятие им крещения от византийцев означало, что Владимир, хотя бы номинально, признает себя подданным Византии.

Поэтому Владимир демонстрирует свою силу: он захватывает крупный город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший Византии, и византийские императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за Владимира, который все еще остается язычником. И тут происходит вмешательство Промысла Божия: Владимир ослеп. И лишь тогда, когда принял крещение и стал христианином, прозрел – телесно и духовно. В крещении князь Владимир получил христианское имя Василий. Существует также версия, что Владимир принял крещение не в Корсуни, а в Киеве.

После своего личного крещения Владимир приступает к крещению Руси. В отличие от своего отца Святослава, князь Владимир не побоялся пойти наперекор своей дружине и боярам, многие из которых были язычниками.  Владимир крестил своих 12 сыновей, подготовив их к принятию православной веры. Крестились многие бояре.

Затем Владимир приступил к истреблению идолов и прекращению языческих жертвоприношений, при которых часто приносили в жертву людей.

Простой народ был крещен в Киеве в водах реки Днепр в 988 или 989 г. по Р.Х. Едва ли при этом имела место серьезная подготовка народа к крещению. В условиях того времени это было практически невозможно. Народ при смене веры должен был, как и во многих других случаях, довериться выбору своего князя, выступавшего как патриархальный глава всего рода, точнее, всего своего народа.

Первым митрополитом на Руси был приехавший с Владимиром из Корсуня (Херсонеса) митрополит Михаил. Все время его святительства прошло в распространении христианства, в путешествиях, и кафедра его была, как пишет историк Карташёв, «в лодке». На каждом всенощном бдении мы поминаем святого Михаила как «святителя Михаила, первого митрополита Киевского».

Богослужение во вновь построенных храмах совершалось на хорошо понятном людям того времени старославянском (что то же —  церковнославянском) языке. Благодаря этому храмы были всенародными «училищами веры», а вера Христова сравнительно быстро распространялась по Руси; сначала в городах, потом – в сельской местности.

Огромная нравственная перемена произошла в самом князе Владимире после принятия им православия. Он приобрел сострадательную любовь к ближним; насколько мог, следовал строгим церковным уставам.

Князь много сил отдал распространению грамоты и духовного просвещения на Руси, социальной помощи нуждающимся, смягчал наказания преступникам. По достоинству он получил в народе прозвище «Владимир – Красное солнышко».

Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Уже при его сыне Ярославе Мудром Русская Церковь почитала князя Владимира как святого.

И еще несколько слов о князе. Не случайно сегодня, в день памяти равно-апостольного князя Владимира, читалось Послание к Галатам святого апостола Павла. В этом послании Павел говорит, что, как иудей, был некогда «ревнителем отеческих преданий» (Галатам 1:14). Таким же «ревнителем отеческих преданий» был и язычник Владимир до своей духовной встречи со Христом. А затем Христос избавил от слепоты и избрал Владимира, как некогда Павла, для апостольских трудов по распространению христианства. Только не в Римской империи, как (Павла), а на Руси.

Тропарь святому князю Владимиру напоминает нам все основные события его равноапостольного служения: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера,… посылая же к Царьграду узна́ти православную веру, обрел еси бесценный бисер – Христа, избравшего тя, как второго Павла, и оттрясшего [твою] слепоту во святой купели [крещения], душевную, вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, [мы], люди твои сущие…»