«Гой ты, Русь, моя родная…» Семь благодатных дней и шесть бессонных ночей.

Недавно прочитал, что современные люди не читают больших текстов, они смотрят заметки, ставят лайки, то есть, любят новости, не обременяющие их мыслительную способность; чаще еще любят смотреть небольшие видео, где вовсе ничего читать не надо. Увы, мы не в тренде и возьмемся написать немного побольше, чем пятнадцать предложений. Да, мы рискуем недополучить лайков от современной молодежи, ну ничего, да простят они нам наше ретроградство! В общем, выходит так: если вы дочитаете этот текст — вы не современный человек, что, может быть, не так и плохо!

Наше путешествие началось сразу же интересно и весело: в пять часов утра одна наша паломница должна была уже встретиться с другой и вместе отправиться к храму, но на часах без пятнадцати шесть, а ее нет… да и ладно бы просто нет, в телефоне лишь гудки, а номера ее квартиры мы не знаем, хотя знаем дом и парадную. Какие варианты? Звоним в шесть утра родителям в другой город, пусть они простят меня за это, но другого выхода я не нашел. Звоним, узнаем номер квартиры, и, кажется, вот оно, золотой ключик у меня в кармане! Но не тут-то было, домофон у нашей паломницы не функционирует, а она, видимо, спит! Да и ладно, если спит, знали бы — поехали без нее, но мы же не знаем, где она?! Но тут, спустя еще двадцать минут, звонит она сама и, бедный ребенок на другом конце провода, так виновато в трубку признается в своей любви к беспробудному сну… С одной стороны, мы вздохнули с облегчением, с другой — стало понятно, кто будет всю поездку мыть посуду! Выехали с опозданием, но, наверное, так и нужно было.

Подъезжая к Новгороду — молились в Мясном Бору о упокоении русских войнов… Как и в прошлом году, в начале поездки мы берем благословение у Божией Матери, но если в прошлый раз мы поехали через Тихвин, то в этот раз через Валдай, поклонились пред образом Божией Матери Иверская. Здесь на Валдае мы встретили матушку Сергию, игуменью Дивеевского монастыря, и нижегородского митрополита Георгия. Остановочка здесь была небольшой, ведь дорога до первого города, где мы планировали ночевать, еще долгая, нам во что бы то ни стало не позднее пяти вечера хотелось оказаться в Торжке. Так и получилось, дорога не стала преподносить сюрпризов, в Торжке мы оказались вовремя и даже успели побывать в деревянном достаточно древнем Тихвинск-ом храме, где в куполе сохранилась роспись прямо на дереве, а после храма посетить Борисоглебский монастырь, где нам провели достаточно интересную экскурсию. Кстати, колокольня монастыря, с которой мы любовались прекрасным видом на Торжок, показалась нам до боли знакомой, и как только мы услышали архитектора, одна из наших самых замечательных (от глагола «замечать») паломниц сразу поняла: так это же вылитый храм св. Екатерины в Мурино! Да, действительно, помог интернет, у колокольни Борисоглебского монастыря и храма в Мурино один архитектор. После экскурсии мы посетили храм и, не проехав мимо красивейшего Михайло-Архангельского Благовещенского храма, в котором решили молиться за Божественной Литургией, отправились искать место для ночлега у реки Тверца. Место нашли быстро, да вот проехать к нему с первого разу не удалось, сначала застряла одна машина, потом застряла машина, которой хотели вытащить первую машину… в общем, спасибо навигатору, завел, называется! Ну, мужики-то есть! Вынули из грязи обе машины, и вот мы на реке Тверца уже ставим лагерь. Обязанности всегда четко распределены. Кто-то ставит палатки, другой готовит ужин, третий заготавливает дрова и так далее. Поужинали, помолились и спать уложились! Завтра вставать на Литургию.

Собрав после первой ночевки лагерь, мы поехали в заранее избранный храм, где нас уже ждали и очень тепло встретили. Храм очень красивый, старинные иконы, ветхое, но очень красивое облачение священника… Я молился в алтаре, совершал исповедь, а наши паломники причастились Святых Тайн. После Литургии нас пригласили в трапезную и угостили местной выпечкой. Однако мы же путешественники и путь у нас не близкий, поэтому в трапезную мы прихватили котелок гречневой каши с тушенкой, которую с утра приготовили дежурные по кухне. После Торжка мы заехали в Тверь, где посетили Вознесенский собор, храм Живоначальной Троицы (Белая Троица) и Христорождественский монастырь. Храм Троицы запомнился своей русскостью, что в Твери редкость, а монастырь не только своими святынями, но и тем, что в одном из храмов паркет имел разметку баскетбольного поля, понятно — не всегда здесь молились, было и время запустения. Но время идет, и мы за ним, отправляемся в город Кашин!

Перед тем как ехать в паломничество, каждый паломник получил задание — найти всю информацию об одном из городов и рассказать о его святынях. К сожалению, паломник, который должен был рассказать о городе Кашин, как минимум согрешил, так как ничего о святынях не узнал — пришлось обратиться к навигатору. Первое место, которое мы посетили, это, конечно, Вознесенский кафедральный собор, где почивают мощи св. Анны Кашинской. Для нас попасть сюда было принципиально, ведь мы круглый год через воскресенье совершаем молитву о семье и чадородии, в которой прибегаем к помощи, в том числе, и св. Анны Кашинской. В соборе мы были продолжительное время, все успели помолиться, приложиться к святыне, подать записки… уезжать не хотелось, но надо. Куда еще ехать в Кашине, если злополучный случай нерадивости сделал нас заложниками незнания святынь города? Навигатор отправил нас в некую обитель, которая находилась по пути в Калязин, где мы планировали ночевать во вторую ночь, этой обителью оказался Николаевский Клобуков женский монастырь, и вот тут начались чудеса. Неприметный с виду монастырек с разрушенным собором в самом центре раскрыл перед нами двери так широко, что не войти в них было бы странно! Заходя в храм, мы сразу обратили внимание на большое количество святынь и на то, что в этот момент шло богослужение, читали кафизмы перед полиелеем. В момент, когда мы прикладывались к святыням, на нас обратила внимание матушка игуменья и очень радушно приветствовала нас. Матушка пригласила нас в притвор, рассказала об обители, подарила книги святителя Иоанна Златоуста и просила остаться на полиелей, после которого она бы с удовольствием показала бы нам весь монастырь. Мы так и сделали. Полиелей закончился, но тут в монастырь привозят ковчег с мощами св. прмчц. Елисаветы и инокини Варвары! Вот это чудеса! Мы приложились к святыне и исполненные или даже слегка переполненные благодатью пошли на храм-звонницу, где и продолжилась наша экскурсия. На прощание матушка оставила свой телефон, приглашала посещать… почему Клобуков? По житию, св. Иоанн Новгородский обронил в этом месте клобук… но к этому мы еще вернемся, ведь и со святым Иоанном у нас будет встреча. Окрыленные, мы очень быстро нашли местечко для ночевки на берегу Волги — красотища, да еще и шашлыки, воскресный же день!

Понедельник мы начали в городке Калязин, зрелище, к сожалению, не самое воодушевляющее, вспомним хотя бы знаменитую торчащую из воды колокольню Николаевского собора. В городе почти ничего нет, мы даже не смогли посетить дом священника И.С. Белюстина, теперь это частные владения, хотя когда-то имя этого священнослужителя гремело на всю империю. В Калязине мы остались не надолго, вниз по карте наш путь лежал в Сергиев Посад и Хотьково.

Что такое Сергие в Посад? Сердце русского православия, конечно, это Лавра преподобного Сергия, но ведь Лавра это не все! Разумеется, в первую очередь мы отправились к преподобному, к раке Сергия Радонежского, в Серапионову палату, на место явления воспитателю русского монашества Божией Матери… кстати, хотите посетить абсолютно все храмы Лавры? Приезжайте летом, ведь зимой вы рискуете не попасть и в половину из них. Да, помимо открытых храмов, летом вы еще встретите сотни тысяч китайцев (здесь вспомнилась пьеса Горького «На дне», правда там шла речь о немного других китайцах) и толпы иных зевак-туристов, чего нет зимой, но, видимо, за посещение всех святых мест чем-то надо заплатить… В общем, не стану перечислять все места, которые мы посетили в Лавре, ведь не были разве что только в Покровском храме Московской Духовной Академии, скажу сразу о том, как отправились в Гефсиманский Черниговский скит. Этот скит находится в десяти минутах езды от Лавры, но там уже нет никаких толп, люди о нем или ничего не знают, или предпочитают не тратить свое время, а зря.

Часто нам кажется, что скит — это что-то маленькое такое, почти незаметное, но это не про Гефсиманский, ведь многие монастыри позавидуют размаху этого скита. Здесь не только великолепный храм, но также очень большая и красивая колокольня. Кстати, помните, у Ивана Шмелева в «Богомолье» говорится, как они ходили под благословение старца Варнавы? Так вот и сейчас можно благословиться — рака с мощами прп. Варнавы находится в главном храме скита. Помимо храма, под ним есть еще пещеры — эти пещеры и есть начало скита, их вырывали и отделывали монахи Сергиевой Лавры, желающие большего уединения и сугубых подвигов. Спустились в эти пещеры и мы, молились тем, кто подвизался здесь в затворе и постоянной молитве. Возник только вопрос, а где теперь затворники? Может, где-то есть еще скит, о котором мы не знаем и который по промыслу Божию скрывает от мира подвижников?

После Посада мы отправились в Хотьково, к родителям прп. Сергия Радонежского, к прпп. Кириллу и Марии, к покровителям супружества. Как и в Лавре, здесь мы уже не первый раз, все знакомо, все почти родное! В этот раз мы попали на богослужение, молились у раки преподобных и после ужина, который организовали возле стен обители, а затем отправились искать место для ночлега. В окрестностях Москвы почти негде разбить лагерь, все подъезды к воде либо закрыты, либо за нахождение возле водоемов необходимо платить деньги, причем не маленькие… мы не стали кормить тех, кто, как нам кажется, зарабатывает на том, что и так принадлежит людям, и уехали к Новоиерусалимскому монастырю, на реку Истра. Да, прибыли поздно, да еще и волк в кустах встретился, который оказался совсем не волком, но зато было интересно, еще одно небольшое испытаньице. Кстати, наутро тоже не обошлось без интересностей… кажется мелочь, но все же. Утром дежурные разлили котелок с водой, не уследили за костром… а воды взять больше негде, да и кипятить ее уже времени нет. Итог — вся группа осталась без обеда, который необходимо было приготовить на этой воде. Знаете, я был даже немного рад! Почему? Да хотя бы потому, что дежурным было стыдно, и через такую оплошность они поняли, что пора взрослеть, пора научиться брать на себя ответственность — голодная весь день группа паломников это отличный стимул для осознания того, что детский сад закончился и, если кому-то что-то доверяют, это надо ценить и относиться к послушанию серьезно.

Новоиерусалимский монастырь — это что-то невообразимое, что-то, что поражает до глубины души! Удивляет не только красота, но и сама идея патриарха Никона — воссоздать святыни Святой Земли. Действительно, здесь есть Кувуклия, Голгофа, камень помазания, Гефсиманский сад, поток Кедрон, Иордан и многое другое! Паломники, побывавшие когда-либо на Святой Земле, несомненно, переживут еще раз те чувства, которые они переживали, будучи там, на Ближнем Востоке. К сожалению, а может быть, оно и к счастью, мы не дождались экскурсии по обители, зато условились приехать сюда еще раз, сразу же после Рождества Христова, в наши традиционные Московские каникулы.

Из Истры, где мы не только помолились, но и отдохнули, путь лежал в Старицу — родину первого русского патриарха, святителя Иова. Путь в Старицу мы избрали не по прямой, оживленной и с хорошим покрытием, дороге, а через деревушки, чаще всего вымирающие, но не пожалели. Во-первых, путь по шоссе — это ничего, кроме бесконечных дорожных знаков, бензоколонок и потока автомобилей, а деревушки — это какая-никакая, но жизнь, это наша страна, наши просторы. Во-вторых, Господь укрепил нас в пути. Проезжая очередную деревеньку, я подумал: вот столько поселений, а нет ни одного храма! Как только я допустил такую мысль, за поворотом увидел храм… Я первый раз видел такой храм. Много мне встречалось красивых храмов, много разрушенных, но этот храм как будто замер лет так пятьдесят тому назад. Храм святителя Николая, а это было в поселке Гурьево, разрушен, но разрушен как-то странно. Покосившийся крест, который как будто сбили во время гонений (но почему же он до сих пор не упал, ведь сколько лет прошло?), в самом храме фрагментарно сохранились росписи. Интересно и грустно, ведь росписи испорчены намеренно, лики святых содраны, но почему-то не тронуты лики ангелов как в притворе, так и в алтаре. Видно, за храмом приглядывают, там есть простенькие бумажные иконы, алтарь отгорожен веревочкой, надпись при входе призывает неверующих людей не мусорить на святом месте. Здесь мы спели молитвословия свт. Николаю и, пообедав, продолжили свой путь.

Прибыв в Старицу, мы сразу же отправились в очень красивый и уютный Успенский монастырь. Здесь нам повезло застать местного историка-краеведа, который с удовольствием провел для нас двухчасовую вдохновенную экскурсию по обители. Старицкий монастырь достаточно русский, что приятно, ведь в Тверской области уж слишком много классицизма. Здесь также место погребения свт. Иова, мощи местночтимой святой схимонахини Пелагии, по некоторым данным — матери патриарха Иова. Экскурсия и посещение храмов закончились уже к вечеру, и мы снова ищем место для ночлега. В этот раз долго искать не пришлось, остановились недалеко от обители на берегу Волги, где снова начались хлопоты о лагере, ужине и дальнейшей программе. Лично мне это местечко понравилось еще и потому, что здесь, в Волге, я поймал свою первую в жизни щуку! Никогда у меня не получалось поймать что-то на спиннинг, а тут раз — щука! Рыбаки таких щук называют карандашами, она все же маленькая… но вот как вышло: радость от пойманной щуки очень быстро претворилась в грусть, рыбку стало очень жалко, она ведь жить хотела… Отпустил обратно в Волгу, пусть живет. Наутро, часа в четыре, я еще раз пошел порыбачить, но хитрые щуки, хоть и плескались прямо у ног, больше не попадались, может, оно и к лучшему!

Из Старицы — в город Ржев. В самом Ржеве-то особо ничего нет, но проехать мимо мемориального кладбища мы не имели права — служили здесь заупокойную литию по погибшим защитникам нашей Родины. Из Ржева едем на озеро Селигер, в Нило-Столбенскую пустынь. В этот день погода испортилась, начался дождь, причем дождь без надежды на просвет… Перед Ниловой пустынью, увидев рыбные прилавки и напротив них свободную торговую палатку, в которой можно было укрыться от дождя, мы решили устроить обед. Купив копченых леща и сома, достали заранее с утра приготовленный отварной картофель, и началось пиршество. Кому как, а вот мне сом не понравился, уж как-то он тиной пахнет, да и вкус такой же, а вот лещ (кстати, именно такого леща мы ели совсем недавно, по весне, на острове Залит у батюшки Николая Гурьянова)… вот лещ очень даже замечательный! Понизив протестное настроение электората, сами знаете, сытый народ восстаний подымать не станет… Так вот, насытив вымокших паломников — сразу молиться! У меня лично ощущения от пустыни двойственные. Ну что же это опять за площадь, что опять за классицизм, ну сколько же можно? Так хочется русскости, так хочется шатровых храмов, новгородчины, псковщины хочется, Москвы православной хочется! Да, в Петербурге, который мы любим, тоже классицизм, да барокко… но здесь как-то все родное уже, а когда едешь по Руси, по городам русским, выехав из города по сути-то своей европейского, русскости хочется… Ну ладно, классицизм так классицизм, дождь, слава Богу, льет как из ведра, смотреть на него некогда — идем в собор. В соборе мы попали на акафист преподобному, потом к мощам. Вот здесь началась вторая часть моих впечатлений, здесь началась благодать, чувствуя которую хотелось задержаться, остаться, не уходить. Но у нас группа — действуем согласно расписанию. Оставив молитвенников молиться, я пошел в музей договариваться об экскурсии, которую уже минут через пять-десять мы с удовольствием слушали. В залах музея экспонировались интересные предметы истории, множество фигурок преподобного Нила, в том числе сделанные с ошибками по причине незнания жития. Теперь мы знаем, что изображать прп. Нила на костыльках — это не правильно, он подвижничал, опираясь на крюки в стене, а не стоял на костылях. Много интересного узнали как о преподобном, так и об истории обители, спасибо за интересный рассказ! На выходе из музея нас уже встречало солнышко и, более того, заманило нас на смотровую площадку местной колокольни, откуда открывается очень красивый вид на озеро Селигер.

Вечер на Селигере был спокоен, в эту ночь все смогли выспаться, так как ночные дежурные были не нужны, нам дали возможность переночевать в доме, за что огромное спасибо нашему дорогому другу Андрею и его маме Анне Федоровне! Мало того, что нам предоставили дом в пяти минутах от монастыря, нам еще привезли очень много рыбы, которую мы дружно чистили на берегу озера! Рыба очень вкусная: линь, окунь, судак — а это уха и жареха.

На следующий день от Ниловой пустыни через Богородицкий женский монастырь в Осташкове, через купание в Селигере едем в Старую Руссу. Очень интересная дорога в Старую Руссу или это не дорога, сразу не поймешь! Дело в том, что асфальтированное покрытие как-то резко заканчивается и начинается просто грунтовка с большим количеством ям, луж и даже провалов — так мы ехали около шести десятков километров. В какой-то момент, проезжая деревушки с почти полностью сгнившими домами, я значительно оторвался от идущих за мной машин и решил остановиться — подождать. Остановившись, мы посмотрели влево и прямо в лесу, на возвышении, на обочине увидели могилы очевидно погибших в Великую Отечественную войну воинов. Поднявшись на горку, мы обнаружили могилки с касками, ржавыми боеприпасами и с даже небольшой башенкой от некоего броневика. Могилки, несмотря на значительное отдаление от более или менее обитаемых областей, были ухожены, а надпись гласила, что в этом месте пали русские войны в рукопашном бою с немецкими захватчиками. Разумеется, дождавшись остальных, мы отслужили заупокойную литию и отправились в дальнейший путь.

В Старую Руссу мы прибыли с надеждой в этот день посетить дом Ф.М. Достоевского, но опять не судьба… почему опять? Два года назад это место входило в наш маршрут, но мы приехали тогда в понедельник, а в понедельник этот музей не работает! Тут мы приехали в четверг, но, оказалось, каждый последний четверг — санитарный день! Ничего, мы держимся, крепимся — поехали в храм св. Георгия Победоносца к иконе Божией Матери, именуемой Старорусская. Это, кто не знает, огромная и очень красивая икона, она считается самой большой выносной иконой в мире. После молитвы у святыни мы сразу в магазин за мясом для шашлыка, за арбузом и на речку Коростынь, ведь сегодня наша последняя ночевка. Вечером у костра мы обсудили поездку, поделились своими впечатлениями, кому что понравилось, где было тяжело, а наутро — все же к Федору Михайловичу в единственный в мире его собственный дом!

Экскурсия по дому Достоевского очень понравилась, экскурсовод открыла нам великого русского писателя и философа как семьянина, любящего мужа и отца, спасибо ей за это! Пятница — последний день, мы едем в Леохново, молимся там у мощей прп. Антония Леохновского, возвращаемся к озеру Ильмень, разумеется, купаемся и обедаем — впереди Великий Новгород. В Новгороде, как обычно, мы отправились в Софийский собор и, кстати, именно там вспомнили Никольский Клобуков монастырь, ведь именно в Новгородской Софии почивают мощи св. Иоанна, потерявшего там, в городе Кашин, клобук, где и основан монастырь. Разумеется, мы перешли прогулочным шагом через Волхов, отправили наших незамужних девчат в крестный ход вокруг храма святой Параскевы, которой часто молятся о замужестве, и отправились обратно, но не домой, а в Варлаамо-Хутынский монастырь.

В гостях у преподобного мы начали гостить сначала в храме, потом на горке, где не только помолились, но и отдохнули… купили в лавочке монастырских брашен и домой! Конечно, по пути были остановки для кофе-чая… но это уже совсем другая история!

Утомил я вас, дорогой читатель, но не рассказал и десятой части того, что мы пережили, и совсем не поделился тем, что приобрели… жаль, но положить на бумагу сердце дано не каждому, это талант.

P.S. Ваши записочки, которые вы подавали в поездку, я поминал несколько раз, в общем, в семи местах: на Валдае у Иверской иконы Божией Матери; в Торжке за Литургией в Михайловском храме; у мощей Анны Кашинской; в Троицкой Лавре у мощей прп. Сергия; в Хотьково у Кирилла и Марии Радонежских, в Старице на месте погребения святителя Иова, первого патриарха московского; да у мощей прп. Нила Столбенского.